|
|
N°34, 03 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Державные амбиции
Закончился Московский виолончельный фестиваль
Организованный Московской филармонией при поддержке МТТ, Comstar, Standard Bank международный виолончельный фестиваль (идеолог и худрук -- Борис Андрианов) оказался успешной заявкой на то, чтобы российская столица утвердилась виолончельной державой. В мире виолончель ассоциируется с именем Мстислава Ростроповича. Посвященный ему фестиваль призван сообщить, что виолончель -- больше, чем инструмент: это целый мир и, как и в случае с Ростроповичем, этот мир может быть и велик, и бесконечен. И все дело не в репертуаре и не в технике, а в артистической магии -- том единственном, ради чего стоит идти слушать исполнителя.
В этом смысле фестиваль превзошел ожидания. Компактный и выразительный по программе, он представил статусные имена современности, связанные с виолончелью, -- тех, кто на ней играет, и тех, кто для нее пишет. Московский форум почтил своим присутствием 75-летний классик, выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Московская премьера его Concerto grosso для трех виолончелей (2001) -- исполнители Давид Герингас, Татьяна Васильева, Борис Андрианов -- убедила, что титаны в музыке, в том числе и виолончельной, еще остались.
Другое главнейшее событие фестиваля совпало с его началом. На первом же концерте, после того как хозяин феста Борис Андрианов тонко и изысканно сыграл знаменитые Вариации на тему рококо Чайковского, его сменил Джованни Соллима -- субтильный итальянец, оказавшийся на деле энергетическим вулканом. Связанный в своей профессии с разного рода знаменитостями (от виолончелиста Йо-Йо-Ма до режиссера Питера Гринуэя, сделавшего концерт для двух виолончелей Соллимы музыкальной темой своего нового фильма о Рембрандте) итальянский музыкант в одном лице и автор, и артист. Он композитор, обладающий настоящим даром сочинять -- не комбинировать известные техники, а создавать свой звуковой мир. Этот мир открывается с первого прикосновения к струнам, делая добровольным пленником всякого, кто слышит такую игру. Потому что в этом мире нет ничего искусственного, вымороченного, и он приковывает внимание, как прекрасный, полный движения и развития природный пейзаж. Слушая композиции Соллимы, поражаешься, каким разнообразным, гибким и пламенным может быть язык музыки, как много может сказать только один инструмент.
То, что музыкант делает на академической сцене, совсем свободно от академических штампов. Соллима говорит действительно от первого лица. Его игра подобна сеансу гипноза, связанному с полным освобождением сознания. В прекрасных, согласованных дуэтах Соллимы на первом концерте с Андриановым, на втором -- с хорватской виолончелисткой Моникой Лесковар было достигнуто высочайшее слияние -- то волшебное и редкое состояние, когда делается настоящее искусство. Когда каждый миг музыки -- драгоценность.
Марина БОРИСОВА