|
|
N°34, 03 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таежные дебюты
Кинофестиваль в Ханты-Мансийске
Жемчужина тайги, город Ханты-Мансийск, поражает воображение всех, кто сюда приезжает. Настоящая сибирская красавица-зима, высоченные сосны под ослепительно-синим небом, и при этом современная архитектура, оснащенные по последнему слову техники кинозалы. Вечером город сверкает огнями, и, несмотря на мороз, народ спешит в свои прекрасные культурные центры.
В последнюю неделю календарной зимы в Ханты-Мансийске в шестой раз состоялся Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». В международный конкурс попали десять дебютов -- из Ирландии и Франции, Германии и Америки, Казахстана и России, Англии и Голландии.
Возраст режиссеров-дебютантов от 30 до 44 лет. Проблемы, которые их волнуют, во многом похожи. Пиа Мараис из Германии сняла свою картину «Невоспитанные» о девочке-подростке, готовой пуститься во все тяжкие из-за протеста против родителей. «Шанхайский транс», тягучий фильм, снятый голландцем Дэвидом Вербееком в Китае, -- цепь новелл об одиночестве в мегаполисе. Англичанин Конрад Кларк для своего дебюта тоже выбрал модный сегодня Китай. Его «Катафалк», этакий «Груз 200», -- жесткая история о вынужденном путешествии молодого сотрудника строительной компании с трупом в машине. Хозяин поручил ему избавиться от рабочего, погибшего на стройке. Бюджет у «Катафалка», по всему видно, просто микроскопический. Временами режиссеру приходилось прибегать к рисованным задникам в кадре, и дождь льет по экрану не целиком, а насколько хватило единственной поливальной установки, но все это не мешает автору быть последовательным и донести свой замысел до зрителей. У нашего конкурсного фильма «Муха» (режиссер Владимир Котт) явно было лучше с деньгами и даже хватило на популярного артиста Алексея Кравченко в главной роли. Он и старается, «дает звезду» в каждом кадре, чтобы никто не усомнился, что перед ним премьер и бенефициант. Сюжет «Мухи» вполне сгодился бы для незатейливой, но хорошей истории. Но ни сценарист, ни режиссер не позаботились о том, чтобы концы сходились с концами и в фильме присутствовала элементарная житейская логика. Шофер-дальнобойщик во время своего маршрута неожиданно узнает, что у него есть дочь-старшеклассница. Матери нет в живых, и новоявленному отцу предстоит хлебнуть лиха с озлобленной и бедовой девчонкой. Когда и как случился у него любовный контакт с матерью девочки и вообще кто она такая, шофер Федор Мухин не помнит, но дочка отчего-то носит его фамилию, за что и получила прозвище Муха. Кстати, если и есть у Владимира Котта что-то ценное в его первом фильме, то это молодая актриса Наталья Тюфтей в главной роли. Но и у нее большой удачи не случилось из-за неряшливости и непоследовательности всей этой «Мухи».
Тем не менее Владимиру Котту достался приз «Бронзовая тайга» от жюри под председательством известного в мире исландского режиссера Фридрика Тора Фридрикссона. «Серебряную тайгу» вручили «Огнестрельным историям» американца Джефа Николса о вражде единокровных братьев, у которых был общий отец и разные матери и которые полны бессильной и бесплодной ненависти из-за того, что выросли в разных семьях. Фильм очень верный по мысли и точный по интонации, но странно анемичный и лишенный энергии. Вообще во многих картинах удивительным оказалось именно это отсутствие энергетики, увлеченности, даже, может быть, некоторого сумасшествия, какое, как мне кажется, совсем не вредит дебютантам.
«Золотую тайгу», главный приз «Духа огня», и 15 тыс. долл. жюри очень справедливо отдало Лени Абрахамсону, режиссеру из Ирландии за фильм «Гараж». Правда, к моменту вручения призов он уже улетел из Ханты-Мансийска на съемки следующей картины. По этому поводу обаятельный губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филиппенко пошутил, обращаясь к президенту фестиваля Сергею Соловьеву: «Мы же договаривались, нет человека -- нет приза!» Однако другого, равного «Гаражу» по художественным достоинствам фильма в конкурсе не было. Опять-таки малый бюджет совершенно не помешал Лени Абрахамсону создать настоящее произведение. «Гараж» -- очень просто снятая история жизни и добровольной смерти Джози, «маленького» человека, работника автостоянки в провинциальном ирландском городке. Простодушный и добрый, почти «идиот», он оказывается в ситуации, когда местная полиция готова обвинить его в растлении подростка, 15-летнего мальчишки-помощника. Без всякой аффектации и нажима, без хитроумного монтажа, спецэффектов и других вспомогательных средств, только безупречной работой оператора, точным ритмом и великолепной актерской игрой режиссер Лени Абрахамсон втягивает зрителей в мир своего фильма.
После конкурсного просмотра в зале раздались аплодисменты. Надо сказать, что за шесть лет «Духу огня» удалось найти душевное взаимопонимание с аудиторией. В Ханты-Мансийске появилось немало зрителей, готовых ходить на «трудное» кино, чтобы не развлекаться, а думать.
Панорама российских дебютов, которую прилежно отсматривало актерское жюри в составе известных артистов Натальи Фатеевой, Льва Прыгунова и Натальи Аринбасаровой, не принесла открытий. По-прежнему наши дебютанты не интересуются родной окружающей действительностью.
По-прежнему либо безуспешно пытаются делать кальку американского кино, либо сочиняют о современности свои киносказки без особой фантазии и таланта. Здесь и олигархи, влюбленные в бедных девушек, и милиционер, ставший воплощением Будды, и красавица-спецагент, в одиночку воюющая против вражьих спецслужб, и псевдоромантическая, бесконфликтная комедия о трех свободных от забот друзьях, влюбленных в одну Снежинку.
Лучшим артистом назвали Валерия Николаева за главную роль в его же режиссерском дебюте «Медвежья охота» о профессиональном игроке на фондовой бирже. Лучшей актрисой стала очаровавшая всех дебютантка Екатерина Копанова за фильм «В ожидании чуда». Как чудо оба артиста приняли и призы имени Александра Абдулова. Для каждого это первая в жизни профессиональная награда.
Среди российских картин вполне выделялась Юлия Колесник со своей талантливой попыткой в дебютном фильме «Нижняя Каледония» построить сюжет в «многомерном времени и пространстве», как сказано во врученном ей Дипломе от Гильдии киноведов и кинокритиков. Единодушия среди критиков не возникло: одних фильм Юлии Колесник восхитил свободным нелинейным сюжетом, других огорчил некоторой невнятностью и нескладностью. Но в любом случае было понятно, что режиссер любит свою профессию, владеет ремеслом и делает кино о том, что ее искренне занимает и волнует, а это уже немало. Поэтому ей и достался критический «Белый слон» -- надежда на будущее.
Ольга ГАЛИЦКАЯ