Ступор в переговорах между «Газпромом» и «Нафтогазом», повлекший очередной ультиматум Москвы с угрозой отключения поставок, похоже, закончится очередным расколом «оранжевой» коалиции и увольнением Юлии Тимошенко с поста премьера. Если в ближайшие день-два правительство не выполнит поручения Виктора Ющенко об урегулировании ситуации с «Газпромом», у президента просто не будет другого политического выбора. Вчера г-жа Тимошенко, сославшись на простуду, не явилась к главе государства с докладом о предпринимаемых кабинетом действиях. Вместо нее к Ющенко ходил первый вице-премьер Александр Турчинов и отчитался только о погашении долга за 2007 год. Хотя всем понятно, что главный камень преткновения -- это подписание нового соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым должны быть оформлены текущие поставки газа на Украину.
Принципиальные договоренности по этому поводу были достигнуты между президентами Путиным и Ющенко 12 февраля. Юлия Тимошенко на прошлой неделе в Москве, несмотря на ангину, в течение двух дней пыталась переиграть условия газового сотрудничества. А после ее возвращения в Киев именно г-н Турчинов выступил с заявлением, дезавуирующим часть соглашения президентов. По его словам, правительство выступает категорически против создания совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза» по реализации газа на внутреннем рынке. Именно это спровоцировало российский газовый концерн на новое обещание ограничить с 3 марта поставки газа на четверть.
Однако вчера переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом», который подчиняется премьер-министру, даже не начались. При этом стороны активно общались посредством СМИ. Более того, «Нафтогаз» прозрачно намекнул, что в случае ограничения поставок со стороны «Газпрома» для нужд Украины не сможет гарантировать бесперебойный транзит российского газа в Европу.
Пресс-служба президента Украины после того, как г-н Турчинов отчитался перед Виктором Ющенко, выпустила умиротворенное сообщение. В нем, в частности, говорится, что украинский лидер еще во вторник вечером проинформировал Владимира Путина о выполнении договоренностей в газовых отношениях, а именно погашении долга за 2007 год. «Меня не устраивает ситуация, когда выполнение договоренностей двух президентов практически стоит под угрозой. Нужно принять, по сути, «аварийные меры» для того, чтобы обеспечить расчеты по 2007 году, -- сказал Ющенко. -- На момент нашего разговора основная проблема с расчетами за 2007 год была снята».
Саркастическая реакция «Газпрома» последовала незамедлительно. «Заплатить то, что должен за прошлый год, не самый большой подвиг, гордиться здесь нечем, -- заявил официальный представитель концерна Сергей Куприянов. -- Тем более что проблемы с поставками газа в 2008 году только обостряются -- и по среднеазиатскому, и по российскому газу до сих пор не подписаны все необходимые контракты и акты, а значит, объем неоформленного потребления газа на Украине растет». А поздно вечером и вовсе опроверг полное погашение прошлогодней задолженности «Нафтогаза». По словам Куприянова, украинская госкомпания не рассчиталась примерно за 300 млн долл., посчитав, что такую сумму ей задолжал поставщик в лице «Укргазэнерго» в виде дивидендов за 2006--2007 годы. «Нафтогазу» принадлежит 50% в компании-импортере, второй половиной владеет RosUkrEnergo. После прихода Тимошенко началась правительственная кампания против посредников, и отношения акционеров испортились. Решения о выплате дивидендов за 2006 год так и не было принято, а по 2007 году его даже теоретически не могло быть (из-за долгов «Нафтогаза» финансовая ситуация в «Укргазэнерго» по итогам года совершенно запутанная). В RUE заявили, что вопрос о дивидендах используется «Нафтогазом» с целью оттянуть выплату долга.
Как сообщалось, сразу после выдвинутого во вторник «Газпромом» ультиматума «Нафтогаз» перечислил компании «Укргазэнерго» (является импортером в цепочке поставок среднеазиатского газа на Украину) около 330 млн долл., что и позволило Турчинову заявить о закрытии прошлогодних долгов за газ. Всего «Нафтогаз» задолжал свыше 1,07 млрд долл., а выплатил около 760 млн долларов.
«Нафтогаз» в свою очередь распространил заявление, что обеспокоен нагнетанием представителями «Газпрома» напряженности вокруг переговорного процесса оформления контрактов на поставки средне- и центральноазиатского газа на Украину. Компания считает недопустимым перевод диалога в плоскость «военной риторики», а переговорный процесс, по версии «Нафтогаза», тормозится «из-за неконструктивной позиции представителей компании RosUkrEnergo и «Укргазэнерго». В то же время, уверены в украинском госконцерне, при отсутствии возможности закрепления контрактами потребленных Украиной объемов газа «Газпром» не может прибегать к каким-либо действиям по ограничению поставок газа или снижению давления в газотранспортной системе. «С технической точки зрения такие действия могут подвергнуть угрозе обеспечение бесперебойного и безаварийного транзита в страны Европы», -- заявляют в «Нафтогазе».
«Газпром» же планомерно готовится к отключению. Наученный горьким опытом прошлой газовой войны с Украиной, концерн оперативно проинформировал Еврокомиссию о проблемах с Киевом. И пообещал выполнять свои контрактные обязательства по обеспечению стран ЕС в полном объеме, имея в виду, что если газ вдруг перестанет поступать европейским потребителям, то, значит, его ворует Украина. Брюссель был вынужден констатировать «значительное улучшение в режиме взаимного информирования с Россией в энергетической сфере».