|
|
N°33, 29 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детские страсти в Вечном городе
В Музее современного искусства Рима открылась выставка группы АЕS+F
В Риме выставка АЕS+F разместилась в идеальном, будто для нее придуманном пространстве -- понятно, почему куратор Ольга Свиблова мечтала сделать выставку группы в зданиях бывшей бойни. На фоне стойл, где привязывали обреченных животных, стоит огромная пластиковая скульптура «Первый всадник» -- восседающая на детеныше тираннозавра китайская девочка в памперсах. В одном из цехов, переделанном в выставочный зал, но сохранившим признаки прежней специализации, расположились принты и видео. В буквально построенном на крови проекте главной темой обозначена детская: получился не обозначенный в заглавии «Рай безгорестный...», а история о грехопадении, с автоматическим изгнанием из этого самого рая. Территорией бойни, переделанной в филиал музея, дело не ограничилось -- Вечный город предоставил художникам свой богатейший бэкграунд. Фоном выставки читаются и недалеко лежащие форумы, руины Колизея, темницы, в которых держали первых христиан, места, где их убивали, языческие развалины, переделанные в христианские храмы, все минувшие битвы. В результате пугавшие в Москве своей жесткой рациональностью художественные игры со смертью, жизнью и сексом -- детская войнушка, настоящие убийства и компьютерные имитации, тревожная подростковая сексуальность, все эти детские страсти в Риме, городе, где никто не забыт и ничто не забыто, кажутся не таким уж страшным и совсем не фантастическим вариантом развития истории, восстанием нового язычества -- еще одной попыткой (ясно, что никак не последней) молодого и прекрасного тела победить дух, в первую очередь свой собственный. Войти в богатый римский контекст и не потеряться в нем не всякому дано.
Портреты малолетних убийц и обычных девочек, которых друг от друга не отличишь из старой серии «Подозреваемые» в переполненном христианским искусством городе, кажутся доведенным до абсурда продолжением притчи о девах разумных и неразумных. Заблудившиеся в огромных городах хорошенькие детки из проекта «Лесной царь» вовлечены в не ими придуманную игру целомудрия и греха, а мир «глобализации, потребления и гламура» оказался лишь новой декорацией вечной битвы. Невинны, но оттого не менее опасны тяжеловооруженные фантастическими бластерами подростки из серии Action Half Life. Точкой притяжения в Риме, как на всех последних выставках группы, стало видео «Последнее восстание», где в замедленной съемке мочат друг друга прекрасные, как языческие боги, подростки. Эта работа оказалось не просто «оживлением» большой серии принтов, где жестоко бились дети модельной внешности. Завершившая большую серию, эта работа демонстрирует преимущество видео перед статичным изображением, прежде всего в глазах зрителя, с трудом тормозящего даже перед почтенными древними мраморами.
Эта работа, впервые показанная на Венецианской биеннале, стала переломной в карьере группы. Участие в биеннале, которую при отборе художников у нас принято считать чуть ли не путевкой в историю искусств, в действительности редко серьезно влияет на что-либо, оставаясь приятным и почетным эпизодом биографии. В отличие от многих коллег группа АЕS+F оказалась в Русском павильоне вовремя и с невероятно выигрышной работой. Ясностью концепции, эффектным исполнением видео «Последнее восстание» художники смогли привлечь внимание зрителей и кураторов, что было непросто среди тысяч работ творцов со всего мира. И без того неплохо развивавшаяся карьера группы сделала скачок -- от выставок в престижных галереях, участия в групповых музейных экспозициях -- к персональным шоу: наработанный более чем за десять лет существования группы массив произведений позволил развивать успех, устраивать полноценные музейные экспозиции, почти каждый раз разные. После этого началось турне по странам и континентам, одной из станций которого стал Рим. Выставку организовали совместно Мультимедийный артцентр (так теперь называется Московский дом фотографии) и Museo d'Arte Contemporanea Roma (МACRO) при поддержке компании НОВАТЭК и родной для художников галереи «Триумф».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ, Рим--Москва