Вчера кабинет министров на своем заседании завернул Министерству финансов сразу два подготовленных им документа. Сначала «на глубокую переработку»
была отправлена стратегия развития страховой деятельности в России до 2012 года. А потом и план заимствования у ЕБРР 12 млн евро
на реконструкцию системы водоснабжения и экологического обеспечения в Калининграде. Причем страховая стратегия фактически отдана на рассмотрение уже новому кабинету министров.
Глава Министерства финансов, вице-премьер Алексей Кудрин при этом не присутствовал, за него докладывали заместители -- соответственно Сергей Шаталов и недавно назначенный Дмитрий Панкин. Но вряд ли и «заступничество» самого министра могло бы что-то изменить.
По калининградскому займу споров в принципе не было. Никто из членов кабинета просто не мог понять, с чего вообще возникла столь странного масштаба сумма заимствований. «Как будто в стране денег нет», -- недоумевали министры, а кризис ликвидности российской банковской системы в изложении Министерства финансов их не напугал.
Стратегия развития страховой деятельности вызвала довольно эмоциональную реакцию, насколько это могли себе позволить члены кабинета в последний четверг накануне президентских выборов. Первым, кто жестко раскритиковал документ, был премьер-министр. Как говорится, ничего личного, Виктор Зубков вовсе не хотел обидеть своего коллегу, вице-премьера Алексея Кудрина. Он всего лишь сказал правду: «Структура стратегии, ее содержание носят описательный характер, не позволяющий определить суть проблемных вопросов и способы их решения».
Премьер отметил, что в документе отсутствуют анализ и показатели эффективности, нет оценки конкурентной среды, «не учтен опережающий рост в 2001--2007 годах уставного капитала страховщиков с иностранными инвестициями по сравнению с темпом роста совокупного уставного капитала российских компаний». Кстати, у первых этот рост на три порядка выше.
Главное же, чего не сделал Минфин, -- не дал обоснования финансовых и социальных последствий реализации стратегии. Пока они видятся довольно суровыми для потребителя.
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов «скандал в благородном семействе» попытался представить журналистам как абсолютно бюрократический момент. Приказ премьера «серьезно переработать» он перевел как «в целом одобрена». И еще долго упорствовал: мол, «да, премьер очень, очень жестко критиковал нас, но это вовсе не значит, что стратегия не принята».
Правда, когда правительство документы «одобряет в целом», на их доработку обычно дается месяц. А тут члены кабинета дали почти три -- до 20 мая, то есть до прихода нового состава правительства во главе с нынешним президентом. Очевидно, не веря ни в силы нынешнего Минфина, ни в свои собственные. Или просто не желая брать ответственность в таком щепетильном, затрагивающем интересы большинства простых граждан деле.
Правительство так и не реализовало реформу медицинского страхования, которая должна была завершиться к 2008 году. Есть проблемы и с ОСАГО. Как только докладывавший на правительстве эту тему замминистра финансов Сергей Шаталов услышал вопросы о повышении тарифа на ОСАГО, он сразу начал уходить от конкретных ответов. Стал говорить, что «напрямую это (повышение тарифа. --
Ред.) из стратегии не вытекает». Что не скажет, когда произойдет "унификация тарифа при выплатах за ущерб здоровью». Дескать, «этот вопрос требует отдельного и специального обсуждения».
Г-н Шаталов признался, что Минфин пока не находит общего языка со страховыми компаниями. Финансисты считают, что пока прибыль позволяет покрывать расходы без увеличения тарифа. Замминистра в итоге все-таки вынужден был дать и более определенный ответ: «В этом году тарифы на ОСАГО не повысятся». И это, видимо, будет правдой по крайней мере до 20 мая.
Государство может уйти из "Росгосстраха"Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов не исключает, что в этом году государство может полностью выйти из участия в капитале "Росгосстраха". "Предполагаю, что в 2008 году доля государства может оказаться нулевой, если будет завершена приватизация "Росгосстраха", -- сказал г-н Шаталов в четверг на брифинге по окончании заседания правительства. Он отметил, что данным вопросом занимается не Минфин, но выразил надежду, что "это будет открытое предложение".
В "Росгосстрахе" пока не комментируют вопрос выхода государства из капитала компании. В настоящее время государству принадлежит 25% плюс четыре акции "Росгосстраха". Участники страхового рынка считают, что основным акционером "Росгосстраха" опосредованно является президент группы компаний "Росгосстрах" и генеральный директор ОАО "Росгосстрах" Данил Хачатуров. Ранее руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин сообщал, что будут рассматриваться два варианта сокращения доли государства в капитале компании: "Либо продажа пакета за привлекательную цену, либо уменьшение доли государства путем проведения допэмиссии акций страховщика".
Минэкономразвития подготовило проекты документов о приватизации блокпакета "Росгосстраха", сообщил
ИНТЕРФАКСУ источник в одном из профильных ведомств. Для приватизации госпакета "Росгосстраха" необходимы проекты указа президента об исключении компании из перечня стратегических предприятий и распоряжения правительства о включении в план приватизации 2008 года. Эти документы в правительство еще не внесены. Способ приватизации "Росгосстраха" пока также не определен, отметил чиновник.