В ближайшее воскресенье жители одиннадцати российских регионов будут выбирать не только президента страны, но и местные законодательные собрания. Региональные парламенты избираются в четырех республиках (Башкирия, Калмыкия, Ингушетия, Якутия), шести областях (Амурская, Свердловская, Ульяновская, Ивановская, Ярославская, Ростовская) и в Алтайском крае. Власти везде сделали все, чтобы парламенты контролировались "Единой Россией".
В ряде этих субъектов федерации местные выборы впервые проводятся по новой, смешанной системе: половина депутатов избирается по партийным спискам, половина по одномандатным округам. При этом партиям, победившим на последних выборах в Госдуму, для регистрации списка не нужно ни собирать подписи, ни вносить избирательный залог. Как и предсказывали эксперты, это правило сыграло в первую очередь на усиление крупных партий.
В половине регионов за места в региональных парламентах сразятся основные политические игроки сезона -- «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Аутсайдеры, не пробившие себе в декабре дорогу в федеральный парламент, представлены спорадически, что лишь подчеркивает общее политическое однообразие. Так, в Ростовской области в избирательную гонку включилась Партия социальной справедливости, в Ивановской -- СПС, в Амурской -- Партия мира и единства Сажи Умалатовой, в Свердловской -- партия «Зеленые».
В своеобразном пограничном состоянии находится
Аграрная партия, получившая на думских выборах 2 декабря 2007 года 2,3% -- при всей своей ничтожности это был лучший результат среди аутсайдеров. Многие аналитики и по сей день считают АПР реальной политической структурой в отличие от ряда мелких партий-спойлеров и клонов, играющих чисто техническую роль. Однако все это не помогло «аграриям» при регистрации списков в регионах: в бюллетени им удалось пробиться только в Якутии и Калмыкии.
Наиболее скандальным стало снятие АПР с выборов в Алтайском крае, где ее позиции были традиционно сильными.
Четыре года назад «аграрии», объединившись в нерушимый блок с коммунистами и правыми патриотами, ухитрились даже на 2% обставить «Единую Россию». Алтайский парламент тогда вообще стал самым пестрым по составу среди региональных законодательных собраний -- при проходном барьере в 7% в него попали четыре партии, набравшие каждая не менее 10%. На сей раз федеральному центру не приходится опасаться подобных казусов: аграриям отказано в регистрации списка. Формально это сделано по чисто технической причине -- среди собранных партией подписей выявлено более 10% недостоверных и недействительных. Глава краевого избиркома Сергей Сытых утверждает, что предвидел это и «дважды предлагал» главе «аграриев», спикеру краевого заксобрания, бывшему министру сельского хозяйства РФ Александру Назарчуку, «внести залог, однако он отказался». Оппозиция настаивает на версии зачистки предвыборного пространства по политическим мотивам, а сам г-н Назарчук в минувшую среду заявил, что история со снятием с выборов вынуждает его покинуть пост руководителя партии.
Об остроте борьбы в этом регионе свидетельствует и то, что партии-конкуренты активно прибегают к тактике «паровозов»: единороссов ведет в бой сам губернатор края Александр Карлин, а ЛДПР -- вождь партии и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. Разумеется, никто из них не оставит своего поста ради скромной должности алтайского парламентария. Кстати, соратник вождя жириновцев Андрей Луговой, на всякий случай укрывшийся в стенах Госдумы от предъявлявшихся ему Великобританией обвинений в убийстве другого экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко,
тоже засветился в роли «паровоза»: он возглавил список партии в Ростовской области. Там жириновцы пять лет назад не провели в местное заксобрание ни одного депутата, да и 2 декабря выступили далеко не блестяще.
Об остроте борьбы на местах свидетельствует и тот факт, что даже парламентская и пропрезидентская «Справедливая Россия» не сможет участвовать в выборах во всех 11 регионах. В Якутии и Ярославской области «эсеров» сняли с дистанции буквально на финишной прямой. В первом случае причиной послужила жалоба конкурентов от ЛДПР, во втором в суд обратился местный избирком.
Эксперты расценивают эти конфликты как борьбу административного ресурса на местах. Как известно, внутривидовая конкуренция -- самая жестокая, и в ряде случаев единороссы больше заинтересованы выдавить из региона играющих с ними на одном электоральном поле "эсеров", а не оппонентов в лице КПРФ и вполне покладистой ЛДПР. Эти подозрения особенно оправданны в случае со скандалом в Ярославской области, где на думских выборах 2 декабря результат «эсеров» был выше общероссийского -- 12%, а вот партия власти получила всего 53%. После этого возглавлявший региональный список единороссов губернатор Анатолий Лисицын отправился депутатствовать в Госдуме. Похоже, новый глава региона Сергей Вахруков сделал из этой истории соответствующие выводы и торопится применить их на практике.
Однако обиженные мироновцы намерены отстаивать справедливость до последнего -- 29 февраля оба решения об отмене регистрации будет рассматривать Верховный суд России. Ярославские "эсеры" готовятся к лучшему: они прикинули, что если сегодня их регистрацию восстановят, им будет не так-то просто донести эту радостную весть до электората, ведь в «день тишины», 1 марта, всякая агитация запрещена. Поэтому местное отделение партии не пожалело денег на то, чтобы заранее выпустить тиражом 400 тыс. экземпляров агитку под названием «Справедливая Россия» в Ярославской области». Эта листовка призывает избирателей быть бдительными и «не верить ни одному слову» о снятии партии с выборов.
В течение сегодняшнего дня станет известно, представится ли "эсерам" случай пустить эти заготовки в дело. Теоретически не исключено повторение сценария, опробованного 2 декабря на выборах в Смоленскую облдуму. Там «Справедливая Россия» тоже до последнего момента оспаривала отказ в регистрации, не была вычеркнула из бюллетеней и получила хороший для себя результат в 13,4% голосов. А после волеизъявления суд постфактум подтвердил снятие с выборов, после чего завоеванные «эсерами» проценты были поделены между победителями.
В любом случае опыт весенних региональных кампаний показывает, что лишь крупные партии -- «Справедливая Россия» и отчасти АПР -- могут вступить в более-менее серьезную борьбу с единороссами в регионах. Такой роскоши не могут себе позволить небольшие партии и праволиберальная оппозиция, вышвырнутая за последние годы на обочину политического процесса. «Это соответствует общему тренду и недавнему заявлению Дмитрия Медведева о том, что в стране реально существуют пять-семь партий, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. -- Судя по всему, в элитах достигнут консенсус по поводу установки на малопартийность, но пока неясно, будет ли партий шесть или только три, с чем и связана интрига по дискредитации «Справедливой России» в регионах».