Время новостей
     N°32, 28 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2008
Формальная схема
Правительство утвердило устаревший и недосогласованный перечень строительства энергообъектов
Глава «Росэнерго» Дмитрий Аханов вчера объявил, что премьер Виктор Зубков поставил подпись под документом «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Этот документ готовился почти три года -- сначала в РАО «ЕЭС России», а затем в Минпромэнерго. Все это время он подвергался сильнейшей критике со стороны частных энергетиков, а также «Газпрома» за игнорирование их интересов. А поскольку РАО «ЕЭС» и «Газпром» так и не смогли разрешить все противоречия -- компромисс, как говорят в концерне, был найден лишь по 14 из 21 спорного объекта, -- подписанный документ на практике окажется неработоспособным. Судя по всему, именно по этой причине г-н Аханов вчера добавил, что генсхема будет корректироваться каждые три года. А «Росэнерго», по его словам, тем временем приступит к подготовке схемы развития единой энергосистемы, которая, по сути, станет механизмом исполнения генеральной схемы. Так что теперь вопрос лишь в том, насколько агентство г-на Аханова в состоянии спрогнозировать развитие всей российской промышленности.

Разработку генсхемы начало РАО в связи с необходимостью закрепить документально необходимость строительства новых электростанций и линий электропередачи. Схема должна в идеале показать, в каком месте должен быть построен источник энергии, какого типа, какой мощности, а также как он должен быть связан с единой энергосистемой страны. На основе проекта этой схемы РАО дало указание всем своим дочерним ОГК и ТГК, а также Федеральной сетевой компании разработать инвестиционные программы до 2020 года, источником финансирования которых должны были стать преимущественно доходы от размещения акций на фондовых рынках. Параллельно планы до 2020 года строили в «Росатоме».

Однако главная проблема, которую РАО изначально было не в состоянии решить, -- составить прогноз энергопотребления в том или ином регионе. Дело в том, что это можно сделать, имея планы по развитию промышленности, прежде всего по строительству энергоемких производств. В компании Анатолия Чубайса посчитали достаточным провести диалог с региональными властями. Однако крупный бизнес, от решений которого и зависит строительство заводов, никто ни о чем не спрашивал.

Кроме того, в условиях, когда самым дешевым топливом для электростанций является газ, РАО сделало ставку на него, проигнорировав мнение «Газпрома» о том, что необходимо стремиться к росту объемов использования других видов топлива.

В итоге 5 апреля прошлого года в правительство от лица Минпромэнерго был внесен документ, который был обречен на провал. Так и случилось -- на заседании правительства 17 апреля его отправили на доработку. Впрочем, это не помешало г-ну Чубайсу объявить о том, что документ принят и в нем будут лишь уточнены некоторые «технические детали».

На прямой вопрос Владимира Путина главе Минпромэнерго Виктору Христенко 23 апреля о том, увязана ли генсхема «с перспективами развития территорий, производственных мощностей, добычи новых полезных ископаемых, создания новых производственных мощностей в перерабатывающих отраслях экономики», последовал ответ: «Правительство приняло решение, что до 1 сентября будет вестись увязка вот этой базовой схемы размещения объектов электроэнергетики с перспективами развития транспортной отрасли, в первую очередь газовой отрасли, с тем чтобы другие инфраструктуры обеспечили соответствующее развитие электроэнергетики». Разумеется, к 1 сентября никто ничего не согласовал, так как это было физически невозможно, а в противостоянии энергетиков и газовиков практически ничего не изменилось.

Лишь к концу года РАО согласилось пойти на изменение инвестиционных программ ОГК и ТГК, в связи с чем началась кампания по подписанию пятилетних договоров на поставку газа на электростанции. В итоге до января Минпромэнерго учитывало новые предложения частных инвесторов в электроэнергетике, фиксировало компромиссы между РАО и «Газпромом», и затем генсхема поступила в аппарат правительства.

Но за все это время вопрос о прогнозах потребления энергии никем не решался. Член совета директоров РАО и «Норникеля», председатель совета директоров ОГК-3, управляющий директор «Интерроса» Андрей Бугров пытался поставить его на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей в октябре. Он указал, что рост в среднем на 4--4,5% в год уже не оправдывается, так как второй год подряд наблюдаются теплые зимы, все шире внедряются энергосберегающие технологии и т.д. А за избыток мощностей, которые будут построены в соответствии с генсхемой, кто-то должен платить. Разумеется, бизнес не хочет нести лишнюю финансовую нагрузку только из-за того, что в РАО и Минпромэнерго плохо планируют (а о том, что планирование не на высоте, свидетельствует факт кампании по корректировке инвестиционных программ в ОГК и ТГК после прихода частных инвесторов). Однако гг. Христенко и Чубайс предпочли высказаться в том плане, что величина роста спроса -- усредненная и еще неизвестно, что будет дальше. И вообще, добавил г-н Христенко, можно до бесконечности согласовывать планы со всеми заинтересованными сторонами, только в этом случае вообще никогда никаких решений принято не будет. Тот факт, что именно по такому сценарию движется газовая реформа, по которой не подготовлено по большому счету ни одного документа, его почему-то не смутил.

Тем не менее погода говорит о том, что и в этом году рост спроса на электричество будет расти медленнее, чем предполагают авторы генсхемы. А это значит, что она будет требовать кардинального пересмотра. Г-н Аханов вчера дал понять, что утвержденный документ необходимо понимать лишь как перечень точек на карте России, где возможен дефицит электроэнергии и где необходимо строить генерирующие мощности и инфраструктуру. А все технические решения ликвидации этого дефицита, равно как и его объемы, будут уточняться. Это заявление главы «Росэнерго» выглядит как компромисс: ведь надо было и принять документ, на котором более трех лет настаивал президент России, и при этом показать инвесторам, что их интересы будут учтены в дальнейшем. «Решение красивое, но работать генсхема не будет, -- заявил один из участников энергорынка. -- И это хорошо. А то, что «Росэнерго» планирует разработку новых схем, -- так это оно обозначает, чем планирует заняться в ближайшие годы. Это тоже хорошо, так как появляется надежда, что Минпромэнерго и «Росэнерго» начнут наконец хотя бы постепенно решать проблемы в энергетике».




В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года учтены планы по строительству новых объектов атомной генерации, а также ГЭС мощностью от 200 МВт и тепловых станций мощностью от 500 МВт. Кроме того, документ фиксирует строительство магистральных сетей напряжением 330 кВ и выше, сетей для выдачи мощности новых энергообъектов, а также сетей и подстанций для расширения сечения в ряде мест. По базовому варианту планируется, что к 2020 году объем выработки электроэнергии на АЭС вырастет в два раза от уровня 2007 года, производство на ГЭС увеличится на 60%, выработка угольных электростанций также вырастет в два раза, а газовых -- в полтора. При этом в рамках генсхемы предполагается оптимизация потребления газа на объектах электроэнергетики, в первую очередь за счет внедрения современных технологий сжигания газа, а также благодаря энергосбережению. Так, к 2010 году потребление газа в отрасли должно достичь 186 млрд кубометров в год, а к 2020 году вырасти по базовому сценарию до 210 млрд кубометров в год, а по наиболее максимальному -- около 230 млрд кубометров.

Николай ГОРЕЛОВ