|
|
N°32, 28 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катастрофа во спасение
Рыбы Большого каньона ждут великого очистительного потопа
В марте в знаменитом Большом каньоне в США будет устроена рукотворная катастрофа. Шлюзы плотины ГЭС «Каньон Глена», удерживающей огромное водохранилище Пауэлла, будут открыты настежь. Вода, скопившаяся в искусственном озере, в течение трех суток будет выбрасываться в полусухой Большой каньон со скоростью 1160 кубометров в секунду. По руслу Колорадо прокатится волна, которая должна превратить тихую реку в бушующий поток. А главной целью этого трехдневного планового паводка будет спасение горбатого голавля (humpback chub) -- местного эндемика, который так и не смог привыкнуть к причудам людской гидроэнергетики.
Река Колорадо и Большой каньон резко изменились несколько десятков лет назад, когда здесь был выстроен каскад ГЭС. Сначала в 1935 году ниже по течению возвели знаменитую плотину Гувера, за которой образовалось крупнейшее в Штатах водохранилище Мида. А в 1963 году выше, в каньоне Глена построили еще одну дамбу. После этого часть Колорадо, запертая между этими плотинами, превратилась в спокойную и мутную реку со стабильным течением.
Главное, чего лишилась одна из самых знаменитых достопримечательностей США, -- это ежегодные наводнения, которые некогда обеспечили Колорадо славу смертельно опасной для сплава реки. Кстати, тот самый Джон Пауэлл, в честь которого названо верхнее водохранилище, прославился тем, что в 1869 году смог проплыть на обычных лодках по порогам этой реки. Теперь же водохранилище имени этого первопроходца принимает в себя бурные потоки, стекающие в Колорадо с гор во время активного таяния снегов, и выпускает в каньон ровно столько воды, сколько нужно энергетикам. Но эта искусственная тишь да гладь создала невыносимые условия для местных рыб, которые за миллионы лет привыкли к регулярным паводкам, а не к медленным повышениям и понижениям уровня реки, зависящим только от спроса на электроэнергию.
Привычка, по данным аризонского информационного сайта azcentral.com, заключается в том, что нескольким видам рыб Колорадо нужны заводи для успешного выживания мальков и молоди. Сейчас же с такими заводями большие проблемы, а русло реки заносится песком, который раньше ежегодно смывался высокой водой. В результате процветают виды-мигранты, например, банальная форель, а численность аборигенов, таких, как уникальный горбатый голавль, постоянно снижается. Кроме того, без катастрофических паводков берег реки захватывают другие пришельцы: например, здесь поселился тамариск ветвистый, завезенный в Штаты из Средиземноморья и успешно освоившийся в Новом Свете. Чем он мешает, не очень понятно, но, видимо, в классический колорадский биоценоз он не очень укладывается.
Уже к 90-м годам прошлого века на грустную судьбу горбатого голавля и прочих колорадских рыб обратили внимание экологи. И первым делом решили обратиться к классическим сюжетам: Бюро по мелиорации США уговорили устроить то ли репетицию всемирного потопа на отдельно взятой реке, то ли промывку авгиевых конюшен. Ведь сама по себе плотина вовсе не мешает устраивать наводнения, и недавний пример нашей Зейской ГЭС это прекрасно демонстрирует. В июле прошлого года там из-за обильного паводка в верховьях Зеи пришлось сбрасывать по 5 тыс. кубометров воды в секунду. Естественно, поселки ниже по течению затопило, местных жителей пришлось срочно эвакуировать и переселять. В Большом каньоне все проще: люди тут у реки не живут, так что рукотворный потоп можно учинить без особых проблем.
Нынешний плановый паводок уже третий за 12 лет: первый эксперимент в каньоне провели еще в 1996 году, а повторили в 2004-м. Правда, специалисты так и не пришли к единому мнению, есть ли толк от этих кратковременных сливов. С одной стороны, голавлям вроде бы сильно легче не стало, как вымирали, так и вымирают. С другой стороны, может быть, рыбам надо принимать паводковые ванны чаще чем раз в восемь лет. Экологи настаивают на том, что паводки на Колорадо стоит устраивать как минимум каждый год. Это создаст хоть какую-то имитацию естественного стока.
Тем не менее и в этом году затворы плотины откроют лишь в качестве эксперимента. В частности, надо изучить, что происходит с песчаными отмелями Колорадо при сильном сбросе из водохранилища Пауэлла. Как ехидно отмечает автор статьи на azcentral.com Шон Маккиннон, это позволит проверить влияние паводка на речные пляжи, которые являются естественной средой обитания как для животных, так и для посещающих каньон туристов. А в промежутках между искусственными наводнениями экологи пытаются защищать голавлей, активно вылавливая форель в местах, где нерестятся местные виды. Но, похоже, защитить аборигенов от мигрантов с помощью заградительных мер не удается.
Владимир ДЗАГУТО