|
|
N°29, 18 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цель манифестаций в Кишиневе -- свержение власти
Акции протеста в Кишиневе разрастаются. На центральную площадь молдавской столицы в последние дни выходят более 20 тысяч человек. В основном это преподаватели, студенты и школьники. Месяц назад «площадь» добивалась исключения русского языка из школьных программ. Теперь организаторы акции, лидеры парламентской Христианско-демократической народной партии (бывший «Народный фронт»), предлагают парламенту и правительству сложить полномочия, а президенту -- подать в отставку. Корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА попросила прокомментировать ситуацию начальника управления политического планирования при президенте Виктора ДОРАША.
-- То, что сегодня творится в Кишиневе, -- следствие решения минобразования ввести в школах обязательный курс русского языка. Чем продиктован такой шаг -- желанием угодить Москве, восстановить «историческую справедливость», набрать очки у нацменьшинств? Вы просчитали последствия?
-- Вы уверены, что все, что происходит в стране, согласовывается с аппаратом президента? Одно дело -- принципиальное решение, а другое -- то, как его реализует министерство образования.
-- Значит, министерство образования проявило инициативу, которая явилась для вас неожиданностью?
-- Инициатива принадлежала не министерству, а лично министру образования Ванче. Данный случай характеризует общую ситуацию в правительстве. Аналогичные несогласованные решения принимаются и в экономике.
-- Действия правительства не согласуются с программой правящей партии и планами президента?
-- Разве президент хотел, чтобы люди вышли на площадь? Или президенту было нужно, чтобы именно с Нового года русский язык ввели в обязательном порядке в учебный процесс? Решение, обнародованное министром Ванчей, скороспелое и грубо сработанное. Такие деликатные вопросы, как языковые, в спешке не решаются.
-- Дать этому решению обратный ход вы не могли?
-- Такие решения легко запустить, но трудно отозвать. В данном случае неизвестно, погасит ли отмена решения волну манифестаций или еще больше подогреет. В любом случае многое зависит от мнения коммунистического большинства в парламенте. Депутаты же отступать не хотят.
-- Какие цели преследуют лидеры ХДНП, выводя народ на улицы?
-- Главное -- спровоцировать конфликт, далее -- запрет на деятельность партии. Поэтому вслед за языковыми лозунгами появились другие, явно провокационные: «Долой власть» и «Возьмемся за оружие». После этого следует реакция: министр юстиции приостанавливает деятельность партии на месяц. Этого оказалось достаточно, чтобы началось лоббирование ХДНП со стороны румын и т.п. в Совете Европы. Реакция Совета Европы на действия по отношению к парламентской партии была соответственной. А дальше ситуация начала раскручиваться по запланированной схеме: выводить на площадь все больше и больше людей.
-- Этим людям платят?
-- Есть оплачиваемое ядро активистов, которое и организует «сторонников». Чаще всего основная часть денег поступает от различных международных фондов. Местными представительствами руководят люди, как правило, сочувствующие ХДНП. Например, в течение лета--осени немалые средства пришли от ПРООН с целевым назначением -- на развитие румынского языка. Вряд ли спонсоры знают, на что конкретно тратятся в Молдове поступившие в адрес Дома румынского языка, близкого ХДНП, 5 миллионов долларов. Задействованы и местные деньги -- тех лиц, кого президент затронул довольно серьезно.
-- Бизнес?
-- Нет. Бизнес пока вне ситуации. Я имею в виду тех, кто с приходом коммунистов вынужден был уйти из власти, но по-прежнему контролирует серьезные финансовые потоки.
-- Оказывает ли помощь ХДНП румынское правительство?
-- Любое политическое событие можно оценивать, исходя из того, кому оно выгодно. Румынам то, что происходит в Кишиневе, по большому счету невыгодно.
-- Как тогда расценить заявления о поддержке в адрес господина Рошки со стороны руководителей Румынии?
-- У румын национальное чувство очень развито. Потому их первая реакция на события в Кишиневе напоминала взрыв. Но затем, получше разобравшись, Бухарест сменил тональность заявлений.
-- После того, как в Молдавию приезжали наблюдатели Совета Европы, в Страсбурге также успокоились?
-- Отчасти да. Их продолжают подогревать, особенно эмиссары из Кишинева. Нынешняя структура правительства такова, что оно этому не противостоит. МИД практически ничего не предпринимает: не парирует удары, не делает своевременно ответных заявлений. Как ни парадоксально, две трети чиновников молдавского МИДа считают, что Молдова как самостоятельное государство существовать не может. Фактически правительственные чиновники занимаются саботажем.
-- Из-за спин манифестантов торчат «уши» правительства?
-- Нет, «уши» тех, кто работает в правительстве и кто фактически своими действиями поддерживает нынешнюю оппозицию.
-- Получается, что на карту поставлена независимость Молдавии? Складывается впечатление, что на главной площади борьба идет именно за это.
-- Молдова на переломе. Сегодня у нас виртуальное государство, которое де юре признано и существует, но де факто экономически несостоятельно. Если политические решения принимаются, то необязательно выполняются.
-- Несколько дней назад министерство образования объявило о новом решении -- заменить школьный курс истории «История румын», преподававшийся последние десять лет, «Историей Молдовы». Это активизировало студенческие волнения.
-- Инициатива исходила от мажоритарной фракции парламента. Не думаю, что это подогрело манифестантов. Они занимаются на площади одним -- свержением власти. У них есть конкретный план: широко отметить 25 февраля -- годовщину победы коммунистов на выборах. Уроки истории здесь ни при чем.
-- Студенты сегодня изучают историю на площади. Они называют себя румынами, хотят объединения с Румынией и вхождения вместе с ней в Европу.
-- Неверно. Их выводят на площадь под этими лозунгами. У нас тех, кто считает себя румынами, не более 7%. У румын сегодня очень хорошие отношения с Москвой. Они видят большие перспективы в развитии экономических отношений с Россией, желают, чтобы к ним пришел российский капитал. Они стремятся в Евросоюз. Потому им территориальные проблемы с соседней страной ни к чему.
-- Лидер ХДНП Юрий Рошка в интервью нашей газете пророчил непременное объединение с Румынией. По его словам, нынешние митинги на площади прорумынские.
-- Рошка добивается, чтобы ушли коммунисты. И пришли другие политические силы, например блок, возглавляемый мэром Кишинева Серафимом Урекяну. Но и эти силы не заинтересованы в том, чтобы Молдова растворилась как государство. В противном случае им не на чем будет наживаться. Как только он добьется своего, он снимет все претензии по поводу объединения.
-- Что может сделать президент Воронин в ситуации, которая сложилась в стране?
-- Объединиться с обществом через голову политической элиты, находящейся в оппозиции и обанкротившейся. Обновить эту элиту можно, объединившись с Приднестровьем. В молдавскую политику придут люди с новым, прагматическим, менталитетом. У приднестровцев он выработался, потому что все постсоветские годы им приходилось самостоятельно выживать. В случае объединения страны государство станет более стабильным. У нас до сих пор наблюдался крен то ли в румынскую, то ли в российскую сторону. С приходом в молдавскую политику приднестровцев о румынском векторе можно будет забыть. Если говорить о будущем молдавского государства, то оно может существовать, только объединившись с Приднестровьем.
-- Когда это может произойти?
-- Вопрос можно решить уже в нынешнем году. Для этого необходима только политическая воля людей, которые должны быть способны переступить через самих себя. Решение приднестровского вопроса, кстати, отнимет последний шанс у оппозиции. Она это понимает, потому и торопится.
-- Как дальше могут развиваться события?
-- 7 апреля пройдут выборы в местные органы власти. По результатам социологических опросов, коммунистов в Кишиневе поддерживает 57% электората, в селах -- гораздо больше. Население во время выборов даст оценку оппозиции и поставит точку в борьбе последней с властью. Не думаю, что партия господина Рошки получит более 5% процентов.
Беседовала Светлана ГАМОВА