|
|
N°29, 18 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казнь в законе
Центристы и левые -- за сохранение исключительной меры
Либеральные ценности и нравственные идеалы ни при чем, когда речь идет о безопасности россиян. Так рассудила Дума, признав в конце прошлой недели, что смертная казнь непременно должна быть для наших сограждан предусмотрена. При этом, как оказалось, совершенно необязательно наказывать за пытки, а также сурово карать за жестокое обращение с животными.
«Исключительной мерой наказания» думцы должны были заняться в марте. Президент уже направил в парламент документы для ратификации Протокола №6 к международной Конвенции о защите прав человека, который с 28 апреля 1983 г. требует отмены смертной казни. Однако думскую группу «Народный депутат» не устраивает ни протокол, ни президентское намерение следовать ему. Поэтому они написали обращение к Владимиру Путину, в котором сообщают ему, что ратификация протокола преждевременна.
«Недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни», -- говорится в обращении. Солидную поддержку «Народный депутат» нашел у левых (фракция КПРФ и Аграрно-промышленная группа) и среди соратников по «альянсу четырех» (фракция ОВР и группа «Регионы России»). Мнения членов ведущей фракции пропрезидентского альянса -- «Единства» -- разделились. Более половины (44) не сориентировались в ситуации и голосовать не стали. Другая половина (36) не поддержала обращения. На их позицию повлиял, вероятно, зампред думских «медведей» Владислав Резник, который, во-первых, напомнил своим партнерам по альянсу, что незачем противопоставлять волю народа воле президента, во-вторых, предложил Думе продлить мораторий на применение смертной казни, раз уж думцы не готовы к ее отмене.
Но ни подозрения в антипрезидентских настроениях, ни компромиссные предложения, ни отрицательное мнение думского комитета по международным делам не оказали воздействия на центристов и левых. Правому меньшинству пришлось довольствоваться тем, что они смогли публично озвучить свою позицию. «Образцом трусости и холуйства» назвал обращение зампред фракции СПС Борис Надеждин. Вице-спикер от «Яблока» Владимир Лукин предупредил, что Дума «очень остро дискредитирует не только страну, но и президента».
Г-н Путин до сих пор чутко реагировал на мнение большинства. Но «обращение депутатов» -- как раз такой документ, который вовсе не требует президентской реакции. Тем более что за отмену смертной казни успели высказаться первый вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд и министр юстиции Юрий Чайка. «Политики на то и политики, чтобы уметь принимать решения, противоречащие воле народа», -- считает уполномоченный по правам человека Олег Мирнов, по оценке которого «Россия окажется вне цивилизованного европейского сообщества», если Дума «пойдет против мировых стандартов».
Но депутатам в конце прошлой недели было отчего-то не до мировых стандартов. Проголосовав за смертную казнь, они не поддержали поправку в УК, которая требовала ужесточения наказания за жестокое обращение с животными. Правда, живодерами депутатский корпус не назовешь. Поправка не прошла только потому, что фракции «Единство», ОВР и группа «Народный депутат», судя по их неучастию в голосовании, еще не выработали консолидированного отношения к животным.
Нет у депутатов и ясного понимания того, как относиться к пыткам. Новый вид уголовного наказания для работников правоохранительных органов, применяющих пытки, пытался ввести правозащитник Юлий Рыбаков. Но его всем составом поддержало лишь правое крыло. Возможно, думцы прислушались к точке зрения полпреда правительства в Думе Андрея Логинова, на взгляд которого «дополнительные нормы об ответственности за пытки нарушили бы стройность уголовного кодекса».
Виктор ХАМРАЕВ