Международный кризис ликвидности привел к тому, что банки стали испытывать нужду в деньгах. Российская финансовая система не исключение, пресса полна сообщений о сокращении объемов банковских кредитов и повышении процентных ставок по банковским ссудам.
Однако банки, издавна работающие с реальным сектором экономики, оказались защищенными от кризиса. Так утверждает вице-президент Московского индустриального банка Юрий ПТИЦЫН.-- Как ваш банк перенес прошлогодний кризис?-- Ту ситуацию, которая сложилась в конце прошлого года, я не мог бы назвать реальным кризисом. Действительно имелись определенные трудности с ликвидностью, но в основном они были связаны с тем, что некоторые российские банки должны были вернуть средства, занятые за рубежом в виде размещенных там еврооблигаций. Когда эти банки размещали свои облигации, то собирались своевременно перезанять средства и столкнулись с тем, что в связи с кризисом ликвидности это им не удалось. Однако Московский индустриальный банк оказался гораздо в более выгодной позиции, чем его конкуренты. Наши внешние заимствования по объему не очень велики, и, кроме того, они привлекались на пять--девять лет под конкретные кредитные проекты.
Поэтому возвраты по этим проектам осуществлялись равными долями полугодовыми траншами. Вообще привлечение средств от иностранных банков -- это одно из важных направлений, которым занимается наш банк, но мы это делаем прежде всего в интересах наших промышленных предприятий. Мы не занимаемся спекулятивными операциями, наши ресурсы направляются для технического перевооружения нашей клиентуры, для закупки оборудования и технологий.
-- Но все же осенью прошлого года ситуация в банковской системе была достаточно сложной, и только срочное вмешательство Центробанка спасло нас от полномасштабного банковского кризиса?-- Я могу только подтвердить, что действия ЦБ были достаточно адекватными и позволили повысить ликвидность. Тем не менее я не считаю, что ситуация, сложившаяся осенью прошлого года, могла действительно нанести серьезный удар по банковскому сектору.
-- А что происходит с ликвидностью сейчас?-- В течение ближайших двух-трех месяцев ситуация может постепенно усложниться, потому что ликвидность начнет сокращаться. В этот период у многих российских компаний придет срок возврата средств по прошлым облигационным займам.
Мы в Московском индустриальном банке не сталкиваемся с этой проблемой, но понимаем, что раз другие банки не смогут кредитовать свою клиентуру, то спрос на кредиты нашего банка в значительной степени повысится, и мы к этому готовимся, создавая необходимые запасы ликвидности.
Кроме того, можно вспомнить, что Центральный банк увеличил отчисления в фонд обязательных резервов, тем самым фактически уменьшив ликвидность на рынке.
-- Но для вас, как вы сказали, ситуация не ухудшилась?-- Нет, более того, возник дополнительный спрос на кредиты со стороны наших клиентов. Когда предприятия столкнулись с тем, что не могут полностью удовлетворять свои финансовые потребности в других банках, они пришли к нам, и это позволило нам расширить сотрудничество с промышленностью.
-- Но откуда вы взяли деньги, когда у клиентов расширился спрос на кредитные ресурсы?-- Московский индустриальный банк обладает очень широкой филиальной сетью. В настоящее время количество наших подразделений достигло 156 , и они располагаются в 21 регионе по всей европейской части России. И, кроме того, у нас очень интересные программы привлечения средств физических лиц, и они активно доверяют нам свои сбережения. Я хотел бы обратить внимание, что рост средств физических лиц на счетах в Московском индустриальном банке значительно превышает средний показатель по российской банковской системе.
-- Вы хотите сказать, что сейчас пришло благоприятное время для банков с сильной региональной сетью?-- Без сомнения, наличие широкой филиальной сети -- это сильное конкурентное преимущество для любого российского банка. Имея широкую филиальную сеть, мы, с одной стороны, можем активно привлекать депозиты населения, а с другой стороны -- обслуживать так называемых сетевых клиентов, имеющих структурные подразделения, расположенные в различных регионах Российской Федерации.
Мы можем предложить им хорошие программы по управлению средствами. Кроме того, это позволяет головной структуре контролировать финансовые потоки и зарплатные проекты по всем дочерним предприятиям.
Имея самые совершенные технологии, мы в настоящее время предлагаем дистанционное обслуживание счетов для предприятий, располагающихся практически в любой части Российской Федерации. К примеру, нет у нас, к сожалению, структур в Новосибирске, но сразу несколько очень крупных новосибирских предприятий в настоящее время находятся у нас на обслуживании.
-- Но ведь промышленность нуждается в длинных деньгах. Население их дать не может?-- Есть несколько способов решения этой проблемы. Прежде всего при появлении крупных инвестиционных проектов у нас нет никаких проблем с привлечением средств от иностранных банков. Мы развиваем сотрудничество с экспортными агентствами в иностранных государствах. Это, экспортно-импортные банки Европы, США, Канады, в настоящее время мы заключаем очередной договор с Южной Кореей. И я думаю, что мы активно будем продвигать это направление.
Второе направление, которым мы активно занимаемся, -- сотрудничество с местными органами власти, которые также предоставляют долгосрочные кредиты.
В частности, Московский индустриальный банк является уполномоченным банком правительства Москвы. Мы активно работаем с департаментами правительства Москвы, прежде всего с департаментом науки и промышленной политики и департаментом продовольственных ресурсов. Клиенты получают возможность под гарантии Московского индустриального банка получать долгосрочные бюджетные ссуды, причем ставки по этим ссудам составляют от одной четверти до половины ставки рефинансирования. Это весьма конкурентоспособные предложения. Кроме того, в прошлом году мы начали активное сотрудничество с департаментом малого предпринимательства. Малые предприятия растут достаточно активно, и мы уделяем кредитованию малого бизнеса серьезное внимание.
-- Другие банки, ваши конкуренты, также постепенно поворачиваются лицом к промышленности, к реальному сектору?-- Если посмотреть, что у нас творится на фондовом рынке, где колебания достаточно велики, то становится понятным, что многие банки просто вынуждены направлять ресурсы в промышленность. Я думаю, чем дальше мы будем развиваться, тем активнее банкиры будут обращать внимание на реальный сектор. Но наши отношения с клиентами складывались годами.
Мы реально понимаем потребности клиентуры. Мы готовы к конкуренции, но мы считаем, что те преимущества, которые мы в настоящий момент имеем -- прежде всего за счет накопленного опыта и за счет комплексности в обслуживании клиентов, -- дают нам возможность с оптимизмом смотреть в будущее.