Время новостей
     N°31, 27 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2008
Рыбак узнает рыбака
Зальцбургский фестиваль обратился к русскому капиталу
Знаменитый оперный фестиваль летней Европы -- Salzburger Festspiele -- впервые организовал презентацию своей программы в России. Вечером в понедельник в атриуме Большого театра местной публике и прессе о программе этого года рассказывал высокопоставленный зальцбургский десант, состоящий из первых лиц фестиваля: президента г-жи Хельги Рабль-Штадлер, интенданта (художественного руководителя) г-на Юргена Флимма (не так давно, в 2006 году, сменившего на этой должности Жерара Мортье, сумевшего придать строгому Зальцбургу многообразные интонации -- от прогрессистских до гламурных) и финдиректора Герберта Швайгхоффера.

Подобные презентации организаторы Зальцбургского фестиваля ежегодно устраивают по всему миру -- от Японии до Германии. Москва попала в график презентационного тура впервые, при этом лучезарные реплики организаторов о важности русской публики для респектабельного феста никак не назовешь данью вежливости.

Зальцбург не просто Мекка для меломанов и знатоков оперного искусства. Пять недель Зальцбургского феста, с 26 июля по 31 августа, -- это чрезвычайно дорогие билеты, европейский бомонд и строжайший дресс-код в качестве антуража. В качестве содержания около двухсот спектаклей (опера, драма) и концертов, по десятку в день, самые громкие и актуальные имена режиссеров, дирижеров, исполнителей с безупречной мировой репутацией, изысканные темы, богатый репертуар, сильные мировые карьеры (подобные той, какую сделала г-жа Нетребко после удачного зальцбургского дебюта) и главные европейские премьеры.

В этом году главными событиями феста ожидают стать «Дон Жуан» Моцарта в постановке Клауса Гута (в партии Донны Анны -- Анетте Даш, среди других исполнителей звезда «Новой оперы» Екатерина Сюрина), «Отелло» Верди с Риккардо Мути за дирижерским пультом, «Ромео и Джульетта» Гуно, где вместо изначально запланированной Анны Нетребко с Роландо Виллазоном будет петь другая молодая красавица Айлин Перэс (она только что подпевала в Москве Пласидо Доминго), «Русалка» Дворжака в постановке молодых и знаменитых европейцев Йосси Вилера и Серджио Морабито (их «Норма» сейчас в репертуаре «Новой оперы») и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока со знатоком венгерского композитора Петером Этвешем.

Главный пункт драматической программы (в ней разнообразие -- от «Преступления и наказания» до программы «Проект молодых режиссеров») -- монологический спектакль «Год агических размышлений» с Ванессой Рэдгрейв.

Выбор концертных программ еще богаче: будут «домашний» Венский филармонический, Берлинский филармонический, Кливлендский, молодежный оркестр Симона Боливара из Венесуэлы. Дирижеры -- Булез, Мути, Янссонс, Саймон Рэттл, Франц Вельсер-Мест. Солисты -- Элина Гаранча, Веселина Казарова, Ким Кашкашьян, Альфред Брендель, Григорий Соколов, Мауриццио Поллини и другие. Специальная программа посвящена итальянскому композитору Сальваторе Шаррино, еще -- шубертовские сцены, моцартовские утренники и изысканнейшая камерная серия.

По словам Герберта Швайгхоффера, озвучившего фестивальные цифры, летом в Зальцбург ежегодно приезжают двести с лишним тысяч человек, на один фестивальный день продается порядка шести с половиной тысяч билетов. Г-жа Рабль-Штадлер не преминула пошутить: «Самых влиятельных банкиров летом в Зальцбурге больше, чем на Франкфуртской бирже». Далее с легкой завистью в голосе г-н Швайгхоффер упомянул зимний русский горнолыжный туризм, уже несколько лет поражающий альпийские страны своей интенсивностью и богатством.

Наверное, не меньше половины присутствовавших на презентации понимали, о чем идет речь. Российские горнолыжники в мехах, целыми семьями, с нянями, водителями и инструкторами в новогодние дни до отказа заполняют самые дорогие австрийские, швейцарские, французские гостиницы. Это называется Russian week, и хозяева альпийских отелей уже отправляют своих детей в Москву учить русский язык, собираясь в ближайшие годы делать значительную часть своего бизнеса на русском туризме.

Дорогой летний Зальцбург, очевидно, заинтересован в дорогой русской публике. И вполне вероятно, что высоколобый фестиваль, который среди местных меломанов долго считался одним из самых закрытых и элитарных, может скоро открыться для русских ценителей роскоши во всех ее проявлениях -- от одежды до культуры.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка