Власти Калининградской области озаботились проблемой, которая может в будущем подпортить на международной арене реноме самого западного региона страны. Между Россией и Польшей сейчас активно идут переговоры
о возобновлении закрытого несколько лет назад судоходства по Калининградскому (Вислинскому -- так его называют поляки) заливу. Ожидается, что соглашение, дающее добро на свободное плавание судов обеих стран, подпишут уже в марте 2008 года, успев к началу ближайшей навигации. Но, как выяснилось на днях, судоходство рискует быть открыто лишь на бумаге -- водного пункта пропуска с калининградской стороны нет.
Проблема вышла в публичную плоскость после недавнего заседания комитета регионального парламента по международным делам. Об успехах на этом направлении депутатам рассказывала шеф областного управления по международным связям Сильвия Гурова. После ее выступления последовали вопросы, один из которых оказался непростым. Первый заместитель председателя областной Думы Константин Поляков, возглавляющий местную федерацию парусного спорта, поинтересовался у г-жи Гуровой, как в областном правительстве намерены решать такую проблему: «
Скоро, как ожидается, будет открыт для судоходства Калининградский залив. Но пункта пропуска, где могли бы оформляться маломерные суда, с нашей стороны нет. В то время как у поляков имеется. Не получится ли так, что наверху давнюю проблему решат и обо всем договорятся, а мы здесь, внизу, окажемся не готовы?»
Первый вице-спикер сообщил, что уже более четырех месяцев по своим каналам пытается определить конкретное ведомство, ответственное за строительство и содержание пункта пропуска (он будет международным -- тут задействованы пограничники и таможенники), но в этом деле так и не преуспел. «Может сложиться некрасивая ситуация, вы не находите?» -- полюбопытствовал г-н Поляков.
Г-жа Гурова сообщила, что региональное правительство предприняло несколько шагов, но тоже, как выяснилось, безуспешно. «Мы писали в федеральные пограничную и таможенную службы по этому поводу. Но нам сказали: поскольку документов, открывающих для судоходства залив, нет, следовательно, ни о каком пункте пропуска и речи не ведется. Выходит -- замкнутый круг», -- пояснила она.
Перед Калининградской областью замаячила вполне реальная перспектива предстать перед польскими соседями, отношения с которыми на высшем уровне все более явно теплеют, в неприглядном свете. Открытия залива поляки ждут уже давно. Это планировалось сделать сначала в 2006-м, а потом в 2007 году, но всякий раз подписание документов срывалось. Главный камень преткновения -- настойчивое желание Польши открыть залив не только для ее «родных» судов, но и для тех, кто идет под флагами третьих стран. Против этого категорически возражает российский МИД, и Калининградская область здесь с дипломатами солидарна. Предполагается, что к началу ближайшей навигации Польша и Россия все же подпишут открывающее судоходство соглашение, но в урезанном виде. К решению проблемы "третьего флага" стороны намерены приступить чуть позже.
На заседании парламентского комитета попробовали найти компромиссный вариант, прозвучало предложение в качестве пункта пропуска использовать порт небольшого прибрежного портового городка Пионерский. Однако в итоге рассудили, что с географической точки зрения эта идея несостоятельна -- какой яхтсмен, например из Эльблонга, решив посетить Калининград, станет давать большой крюк? Впрочем, есть вариант перенацелить всех на Балтийск или отправлять прямиком по фарватеру в Калининград. Но это тоже не очень удобно.
Г-жа Гурова предложила депутатам подготовить новое обращение в федеральные структуры, объединив при этом усилия с региональным правительством. По мнению г-на Полякова, для решения непростого вопроса необходимо личное вмешательство губернатора Георгия Бооса. «Мы его по этому поводу еще не беспокоили, но, чувствую, без его поддержки не обойтись», -- пояснил он.
Любопытно, что в конце прошлого года Россия и Литва подписали соглашение об открытии судоходства по Куршскому заливу в Калининградской области. И тут сложилась ситуация, аналогичная обсуждавшейся на парламентском комитете, но только еще более вопиющая -- там все документы о возобновлении судоходства есть, а пункта пропуска с калининградской стороны также нет.
По данным «Времени новостей», федеральное Министерство транспорта отказалось финансировать строительство этого объекта, предложив сделать это за счет регионального бюджета. Ситуация осложняется непростым земельным вопросом -- на Куршской косе (это калининградский заповедник, где предполагается сделать причал для маломерных судов) не удается подыскать участок под пункт пропуска.