Обозримое будущее кубинской революции прояснилось. Произошло это не на улицах и не «на баррикадах цветной революции», а в тихом и живописном гаванском районе Кубанакан, во Дворце конгрессов, где в воскресенье заседала первая сессия избранного еще 20 января парламента -- национальной ассамблеи. На ней 24 февраля впервые за полвека или, точнее, за 49 лет лидером островной страны стал иной, нежели Фидель Кастро, человек, хотя и с такой же фамилией -- Кастро Рус. Речь идет о младшем брате и сподвижнике 81-летнего Фиделя -- 76-летнем Рауле Кастро, который, как и ожидалось, был единогласно избран председателем Государственного совета. То есть фактически Рауль Кастро стал президентом Кубы. Голосование было тайным, из 614 депутатов присутствовало 609.
В течение нескольких десятилетий Рауль был «вечно вторым», находясь в тени харизматичного старшего брата. Но 19 февраля Фидель, тяжело болеющий с лета 2006 года,
сообщил через партийную газету «Гранма», что уже не претендует на высшие посты. Теперь же в соответствии с конституцией Рауль Кастро в течение пяти лет будет главой государства и председателем совета министров. Его первым заместителем стал 77-летний Хосе Рамон Мачадо Вентура, ранее занимавший пост вице-председателя в Госсовете, куда входит 31 человек. Большинство из них были переизбраны снова, продолжая также оставаться членами политбюро ЦК Компартии Кубы. Главой парламента переизбран возглавляющий его с 1993 года 70-летний Рикардо Аларкон де Кесада.
Рауль Кастро сложил с себя полномочия министра революционных вооруженных сил. На посту министра обороны его сменит 72-летний Хулио Касас Регейро.
Вывод здесь может быть один: соратники братьев Кастро и исторические лидеры революции укрепили влияние и будут руководить страной коллективно с Раулем во главе. Но в Гаване все-таки ожидают реформ. Старики-технократы намерены улучшить экономическую ситуацию. Они проведут и кое-какие реформы в рамках существующей социально-политической системы, хотя в целом она останется неприкосновенной.
Новый кубинский руководитель Рауль Кастро
(на снимке) объявил в речи перед депутатами, что его приоритет -- «удовлетворение основных нужд народа и усиление эффективности руководства страной на всех уровнях». Вчера он пообещал укрепить национальную валюту песо и повысить уровень зарплаты, чтобы восстановить ее «значимость». Пока же зарплата госслужащего на острове в переводе на доллары составляет в среднем всего около 20 в месяц.
Рауль Кастро попросил депутатов разрешить ему консультироваться по всем ключевым вопросам с «духовным лидером революции Фиделем». Зал, разразившись овациями, разрешил. Фидель остается не только депутатом парламента, но и генсеком правящей в однопартийной стране Компартии.
Назначение Рауля было ожидаемо, но до последнего момента оставался шанс, что Куба сможет сделать выбор в пользу молодого поколения политиков. В частности, в качестве претендента на пост председателя Госсовета называли бывшего секретаря исполкома совмина 56-летнего Карлоса Лахе. Он и вправду улучшил позиции, став еще одним вице-президентом Госсовета. Самого «юного» -- 42-летнего министра иностранных дел Переса Роке (он приходится зятем сохранившему пост вице-спикеру Хайме Кромбету) в верховную власть пока не пустили. Мол, ваше время еще придет.
Корреспондент «Времени новостей» в эти дни подолгу разговаривал с хорошо знакомыми, с не очень знакомыми, а то и с вовсе не знакомыми кубинцами. Почти все собеседники не имеют четкого представления о том, каких изменений и за счет чего они хотят. А многие говорят о переменах с долей скепсиса, не слишком-то в них веря, хотя складывается впечатление, что мысли о необходимости улучшений у всех, как говорится, на кончике языка.
Наверняка продолжится курс на строительство социалистической модели развития с кубинской спецификой и преобладанием социальной направленности. Но отдельные элементы китайского или вьетнамского опыта кубинцы могут позаимствовать и применить на своей национальной почве. Глядишь, что-нибудь полезное да приживется. Известный кубинский прозаик, поэт и фольклорист Мигель Барнет сказал устами героини одной из своих повестей: «С этим островом все непросто. Чего только здесь не случалось! И самое страшное, и самое удивительное. У Кубы судьба странная, таинственная. И я вам скажу: кто ни рыба ни мясо, кто рохля или умом не вышел, тому на Кубе ничего не светит».
Но если ожидаемые неспешные и осторожные перемены к лучшему не станут фактом, то уже через полгода, максимум через год можно ожидать новых волн эмигрантского исхода с острова. Тогда молодые кубинцы начнут вновь штурмовать Флоридский и Юкатанский проливы, чтобы попасть в США или Центральную Америку. Туда, где им будет проще реализовать свои возможности и где есть перспективы заработать, устроить быт и жизнь.