Время новостей
     N°30, 26 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2008
Заблуждение в трех соснах
Статус городских лесов и лесных поселков в России до сих пор не узаконен
Земли лесного фонда в городской черте с каждым годом становятся все более серьезной головной болью для муниципалитетов. Как заявил журналистам заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Гиряев, пока в Лесной кодекс не внесены поправки, определяющие статус таких земель, городские власти не могут не то что пустить в оборот эти территории, но даже провести там плановую рубку старых деревьев. В противном случае им грозит разбирательство с «Росприроднадзором» и Счетной палатой.

2 млн гектаров земли сегодня попали в «черную дыру» законодательства. Это так называемые городские леса и лесные поселки. Не определен статус этих земель, не урегулирован вопрос с собственностью на эти участки, что, в свою очередь, не позволяет вести на них какую-либо деятельность. В том числе проводить уход за этими землями.

В пределы городской черты земли лесного фонда попали в свое время легально, но из-за частой смены законодательных норм остались вне правового поля. В 1991 году вступивший в силу Земельный кодекс установил, что черту населенных пунктов устанавливают региональные власти. Лесной кодекс был принят в 1997 году и закрепил, что леса, расположенные в пределах городской черты, не входят в состав лесного фонда. В то же время Лесной кодекс говорит, что весь лесной фонд относится к ведению федеральных властей.

Получилось, что земли, вошедшие в города в качестве городских лесов, повисли на них мертвым грузом. Притронуться к ним муниципалитеты не могут, так как согласно Лесному кодексу в лесах первой группы запрещена вырубка или какое-либо строительство. К первой группе относятся защитные леса, среди которых большая часть московских лесов и лесов вокруг прочих крупных городов. Перевести леса в иную категорию и делать с ними что-либо можно только с разрешения федерального правительства.

От этих проблем оказались избавлены только те города, власти которых в промежуток между 1991 и 1997 годами перевели свои городские леса в другие категории. Вступивший в силу в 2001 году новый Земельный кодекс закрепил за землями лесного фонда, находящимися в черте городского поселения, статус городских лесов. Однако проблему не снял. Территории эти де-факто городские, де-юре -- федеральные. Региональные власти, пытаясь приспособиться к действующему законодательству, порой попадают в каверзные ситуации.

По словам заместителя главы администрации города Владимира Владимира Данилова, после расширения территории города со 100 до 300 кв. км, сообразуясь с площадью города, увеличить городское кладбище оказалось невозможно. Земли лесного фонда городские власти трогать не вправе. Любое строительство чревато визитом «Росприроднадзора», который установит, что городские власти пустили принадлежащие им земли в оборот противозаконно.

Заместитель главы администрации Липецкой области Николай Тагинцев приводит другой пример. После того как пять лет назад в области завершилась стопроцентная газификация, прекратился самовывоз дров из леса на отопление. В результате леса захламлены, а почистить их путем рубки старых деревьев областные власти не имеют права.

«Действительно даже если региональные власти на свой страх и риск решат потратить деньги на благоустройство лесов в городской черте, то в противоправных действиях их уличит собственная региональная Счетная палата, пояснив, что тратить деньги на земли федеральной собственности они не имеют права», -- признает заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Гиряев.

Также помимо городских лесов по стечению юридических обстоятельств и из-за непроверенного вовремя перевода земель лесного фонда в земли иных категорий вне зоны действия закона оказались 2249 лесных поселков общей площадью 60 тыс. га. Речь идет не о коттеджных поселках, возникновение которых в агентстве лесного хозяйства на землях лесного фонда называют нелегальным, а о населенных пунктах, в свое время законно построенных для обслуживания лесного фонда и лесозаготовки. Огромное количество людей не может распоряжаться своей собственностью: жилье и строения в этих поселках приватизированы, но земля, на которых они находятся, имеет неопределенный статус.

Ирина СКЛЯРОВА