Счета немецкой авиакомпании Lufthansa в России заморожены по иску налоговых органов, сообщило вчера немецкое информационное агентство DPA со ссылкой на собственные анонимные источники. Российское представительство Lufthansa и Федеральная налоговая служба (ФНС) вчера отказались от комментариев, хотя и не отрицали самого происшествия. Lufthansa лишь сообщила, что продолжает летать в Россию по обычному расписанию и никаких сбоев в своей работе не предвидит. Эксперты DPA высказали предположение, что на российских счетах Lufthansa заморожена сумма в 5--7 млн евро. По их мнению, авиакомпания сумеет довольно быстро добиться разморозки счета, и ее деятельность в России не будет нарушена.
Немецкая авиакомпания судится со столичной межрайонной инспекцией (МИ) ФНС №47. 20 февраля Lufthansa подала в арбитражный суд Москвы иск с требованием признать незаконным решение инспекции от 14 февраля 2008 года. Суть этого решения в открытых материалах суда не разъясняется. Предварительное рассмотрение дела назначено на 18 марта.
До сих пор немецкой авиакомпании удавалось успешно бороться с МИ ФНС №47, где стоит на учете российский офис Lufthansa. 16 декабря 2005 года этот налоговый орган вынес решение о нарушении авиакомпанией российского законодательства о налогах и сборах. Суть нарушения заключалась в том, что Lufthansa не предоставила запрошенные МИ ФНС №47 документы, а именно копии 764 авиабилетов, проданных в России физическим лицам за наличный расчет. Эти билеты МИ ФНС №47 затребовала в ходе проведенной ею выездной налоговой проверки деятельности Lufthansa за период с 1999 года до середины 2002-го. Германские авиаторы выдать копии билетов в принципе не отказывались, но, ссылаясь на то, что документы уже находятся в Германии, заявляли, что могут выполнить требование инспекции не в пятидневный срок, как настаивала МИ ФНС, а лишь за четыре недели. Налоговики столько ждать не захотели и вынесли упомянутое выше решение о нарушении законодательства.
Это решение Lufthansa успешно оспорила в Московском арбитражном суде. 23 июня 2006 года столичный арбитраж признал спорное решение МИ ФНС незаконным. Тогда в суд обратилась уже сама инспекция, но неудачно: 30 августа 2006 года Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил ее апелляцию на решение суда предыдущей инстанции.
Теперь же дело несколько осложняется тем, что налоговая инспекция не единственное ведомство, с которым Lufthansa имеет проблемы в нашей стране. Непростые отношения связывают ее с российским Минтрансом, который желает, чтобы грузовые рейсы Lufthansa из Европы в Азию выполнялись бы с транзитной остановкой на территории России (в Красноярске или Новосибирске), а не в казахстанской Астане, как сейчас. Таким образом министерство рассчитывает повысить загрузку и доходность наших сибирских аэропортов. Lufthansa пока не идет ему навстречу, ссылаясь на недостаточную техническую оснащенность предлагаемых ею российских воздушных гаваней.
В прошлом году Минтранс попытался убедить несговорчивых немцев силовым аргументом. С 28 октября 2007 года российские авиационные власти
не продлили грузовому подразделению авиакомпании Lufthansa Cargo разрешение на пролет через Россию. Через несколько дней немецкие «грузовики» все же впустили в российское воздушное пространство, но на основании временного разрешения. Сначала оно было оформлено до ноября 2007 года, а затем продлено до начала марта 2008 года. Этот срок неотвратимо приближается, неся с собой неизбежное обострение дискуссии о том, в какой же стране Lufthansa должна оставлять деньги за транзитную посадку: в Казахстане или все же в России. Если арест счетов -- часть подготовки к этим переговорам, тогда он может продлиться несколько дольше, чем немцам хотелось бы.