Налоговый скандал в Лихтенштейне затрагивает крупнейшие немецкие финансовые институты
Грандиозный
налоговый скандал в Германии, связанный с нелегальными счетами состоятельных немцев в Лихтенштейне, похоже, может затронуть значительную часть банковского сектора ФРГ. Как известно, первые акции налогового розыска и прокуратуры касались физических лиц. Они начались в конце прошлой недели обыском у теперь уже бывшего главы концерна Deutsche Post Клауса Цумвинкеля, и с тех пор под наблюдением сыщиков находятся многие сотни адресов по всей Германии. Но, как выясняется, в банке данных, купленном немецкой разведкой BND у тайного информатора за 4,2 млн евро, содержится компромат и на юридические лица. В том числе банки Германии.
Речь идет о тех финансовых институтах, которые, как стало известно следствию, оказывали своим немецким клиентам прямое содействие в учреждении финансовых фондов в Лихтенштейне с целью перекачки туда финансовых средств, не задекларированных в соответствующих налоговых учреждениях. Более того, немецкие банки сами и управляли этими фондами в княжестве. Как сообщила вчера выходящая в Мюнхене Sueddeutsche Zeitung, к настоящему времени следственные органы располагают информацией приблизительно о 50 таких фондах, в которых сосредоточены многомиллионные суммы. В ряде случаев банки даже оказывали соответствующие «консультационные услуги», показывая, какими путями можно воспользоваться для переправки денег в Лихтенштейн и тому подобные налоговые оазисы. В некоторых случаях банки сами под кодовыми номерами переводили деньги клиентов на счета в Лихтенштейне. Как известно, в начале этой недели прошли обыски в частных банках Hauck & Althaeuser в Мюнхене и Metzler во Франкфурте-на-Майне, а также в помещениях Dresdner Bank в Мюнхене.
Названия других банков, которые попали в поле зрения налогового розыска, не разглашаются. Ясно лишь, что в ближайшие дни следственные действия в отношении немецких банков, осуществлявших посредничество между «оазисами» и «грешниками», активизируются. Что касается частных лиц, уклонявшихся от налогообложения, то органы прокуратуры дают понять: многим из них грозит тюремное заключение. При этом доказательная база материалов, которыми располагает следствие, является настолько обширной, что прокуратуре даже нет нужды в признаниях подозреваемых.
Одновременно немецкие политики усиливают давление на Лихтенштейн по межгосударственной линии. Многие требуют введения санкций против налогового оазиса. Вполне реальной может стать блокада Германии на пути запланированного на ноябрь присоединения Лихтенштейна к шенгенской зоне. Об этом, в частности, заявила канцлер Ангела Меркель после встречи с главой правительства Лихтенштейна Отмаром Хаслером во вторник.
«Разумеется, внутренние законы княжества остаются делом самого Лихтенштейна. Однако в международных отношениях, прежде всего с ЕС, от руководства этой страны можно ожидать и даже требовать более полного сотрудничества в раскрытии и пресечении таких противоправных для Германии деяний, как неуплата налогов. Даже если это не преследуется в самом Лихтенштейне, его представители в рамках принятых межгосударственных норм должны информировать немецкие власти о предполагаемых криминальных деяниях. Пока же складывается впечатление, что Лихтенштейн преднамеренно уходит от подобных цивилизованных норм, -- сказала корреспонденту «Времени новостей» эксперт Германского общества внешней политики, политолог Катарина Гнат. -- В то же время немецкое налоговое законодательство справедливо критикуется за его чрезмерную сложность. Да и сами налоговые ставки являются, по мнению многих, несправедливо высокими. Поэтому двигаться следует по двум путям -- с одной стороны, ликвидировать существующие в законодательстве лазейки, позволяющие переправлять деньги в «налоговые оазисы», а с другой -- упрощать систему налогообложения в самой Германии».
Власти Лихтенштейна рассчитывают, что к 1 ноября княжество окончательно присоединится к шенгенскому соглашению. В рамках этого процесса на следующей неделе в Брюсселе ожидается подписание документа о юридическом сотрудничестве между ЕС и княжеством. Это соглашение, в частности, предусматривает сотрудничество на уровне действующих европейских норм в таких сферах, как защита данных, а также сотрудничество на уровне органов полиции и юстиции. Такая кооперация, как считают в Брюсселе, касается как гражданских, так и уголовных дел, но не распространяется автоматически на случаи укрывательства налогов.
Вступление Лихтенштейна в шенгенскую зону должно произойти в паре со Швейцарией, и это немаловажный момент. С 1 ноября прекращаются обычные виды личного контроля на границе ЕС и Швейцарии. Уже сейчас они отсутствуют на швейцарско-лихтенштейнской границе. Но у княжества существует также и граница с Австрией. Одна из важнейших целей подписания протокола с Вадуцем заключается в том, чтобы предотвратить образование на этом месте «внешней границы» ЕС. Ведь в этом случае было бы необходимо вводить строгий пограничный контроль между Лихтенштейном и шенгенскими странами -- Швейцарией и Австрией.
Около 4 тыс. руководителей британских компаний фигурируют в международных списках подозреваемых в мошенничестве, отмывании денег и финансировании террористических группировок -- таковы результаты исследования, проведенного британской негосударственной финансовой службой World-Check. В список директоров компаний, составленный World-Check, попали, в частности, 154 подозреваемых в финансовых махинациях, 37 -- в наркоторговле и 13 человек, разыскиваемых Интерполом по подозрению в причастности к террористической деятельности. Некоторые топ-менеджеры находятся за решеткой, что не мешает им продолжать благополучно руководить своими организациями. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию несовершенством системы регистрации новых компаний в Соединенном Королевстве. Согласно действующему законодательству, лишь банкротство или судебные ограничения прав на работу не позволяют физическому лицу занять руководящую должность в британской компании.
РИА НОВОСТИ