На прошлой неделе были опубликованы последние перед президентскими выборами социологические прогнозы.
Дмитрий Медведев станет президентом России уже 2 марта, второго тура не будет. Расчет ставок букмекерских контор будет произведен 3 марта по данным ЦИК. Социологи наобещали Медведеву именно столько процентов голосов, сколько было на президентских выборах у Путина в прошлый раз. Получается, и в декабре 2007 года на думских выборах голосовали за Путина -- национального лидера, и сейчас за него. Политтехнологи так и описывают избирательную кампанию Дмитрия Медведева. Для 70 с хвостиком процентов хватило буквально нескольких билбордов и постоянного участия в выпусках новостей. Причем кандидат не высказывался конкретно по спорным вопросам, избегал критики и утверждения неочевидных вещей и из тени своего шефа практически не выходил. Но чтобы соответствовать образу идеального президента, описанного теми же многолетними уже опросами, придется проявлять решительность. Попытка опереться на результат, демонстрацию эффекта национальных проектов, по мнению экспертов, не была слишком убедительной.
Однако перед штабом Медведева стояла небанальная задача -- провести по возможности спокойную и безболезненную кампанию и в то же время как-то организовать ее участников. Такой административный ресурс, какой задействовали для победы «Единой России» в декабре, второй раз не сработает, а опереться в пиаре практически не на что. Работать, говорят, было не так интересно, как восемь лет назад, но все равно сложно. А фокус-группы все равно пока показывают, что «неопределенность» -- самое частое описание ближайшего послевыборного времени.
Меняются и способы борьбы за любовь народа.
Сворачиваются как выполнившие основные задачи прокремлевские молодежные движения. «За выслугу лет»
реализовалась мечта бывшего лидера движения "Наши" Василия Якеменко попасть во власть -- он возглавил госкомитет по делам молодежи. На прошлой неделе переместился «в обойму» бывший ведущий «Музобоза» и один из создателей комсомола "Единой России" -- "Молодой гвардии" Иван Демидов. После выборов ему достался пост начальника управления по идеологической работе «Единой России». Теперь судьбу расформированных «Наших» может повторить и сама «Молодая гвардия». То есть социальные лифты, формально открытые молодежными движениями, пропустив вверх пару-тройку человек, тут же и закрылись.
Некоторые идеологи «Идущих вместе» до сих пор пытаются сохраниться при власти, создавая, например, «замедведевцев» (движение в поддержку кандидата в президенты от власти), некоторые пробились в региональные парламенты. Насколько это соответствует проснувшимся аппетитам, станет видно довольно скоро, ведь ходить строем с эпатажными лозунгами определенная часть молодежи все-таки научилась. Радует разве только надежда, что со смертью некоторых организаций, возможно, уснет и националистическое направление идеологии власти. Потому что основная проблема -- внешне демократическая смена президента -- практически решена.
Какую проблему будущему президенту точно придется решать точно, так это отношения с непризнанными республиками на территории СНГ.
После объявления независимости Косово Абхазия и Южная Осетия пообещали буквально в ближайшие дни обратиться к России, странам СНГ и в ООН с просьбой признать их независимость. На фоне этих заявлений Владимир Путин встречался с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Сейчас российский глава пообещал строгое выполнение договоренностей об урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии и учет интересов сторон. Такой поворот порадовал грузинского президента, судя по выражению его лица на неформальном саммите СНГ. Но кажется, теперь конфликт стал еще менее разрешимым. И роль России не стала прозрачнее: в Москве по-прежнему есть несколько планов, как отвлечь Грузию от прозападного курса. Один из них разрабатывают в отвыкшей что-либо решать внутри России Госдуме -- Грузия признает независимость своих автономий: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии, создается конфедерация, в конституции которой фиксируется, что в случае вступления Грузии в НАТО остальные субъекты имеют право на выход из государства. Но все эти планы не отменят конфликтов между принципом территориальной целостности государств и правом народов на самоопределение вплоть до отделения. Поэтому российским властям все равно придется решать, что для самой России безопаснее и выгоднее: признание независимости непризнанных республик в составе Грузии или попытки сохранить хотя бы нынешний статус-кво. Тем более что война фактически на границах зимней Олимпиады в Сочи явно не в интересах Кремля.