Несмотря на громкие заявления мэра Москвы о кардинальном изменении строительной политики города,
столичным чиновникам будет не так просто погасить все конфликты с горожанами. Дело в том, что строительные чиновники весьма избирательно подходят к определению объектов так называемой точечной застройки, на которые распространяется объявленный Юрием Лужковым летом прошлого года мораторий. Как рассказал вчера журналистам главный архитектор города Александр Кузьмин, если инвестора с его коммерческими идеями можно подвинуть, то интерес города в строительстве того или иного объекта (чаще всего социально значимого) нужно обязательно соблюсти. Хотя этот интерес может быть непонятен жителям близлежащих домов.
По словам главного архитектора столицы, из 544 строительных объектов, которые были проинспектированы с момента введения запрета на точечную застройку в августе 2007 года, 271 признан полностью удовлетворяющим требованиям новой градостроительной политики. «Но это не значит, что мы полностью договорились с жильцами», -- признал г-н Кузьмин, пояснив, что причиной конфликтов чаще всего становится столкновение общих интересов горожан с частными прихотями. «На проспекте Маршала Жукова, 19, должен быть детский сад по всем нормативам, -- привел он пример капризности обитателей отдельного микрорайона, -- но те, у кого дети давно выросли или их вообще нет, выступают категорически против строительства. А мы не можем, несмотря на то, что нас даже называют иродами, оставить семьи с детьми без дошкольного учреждения».
Убедить противников нового строительства, похоже, не помогают и ставшие обязательными при уплотнении районов публичные слушания. По признанию Александра Кузьмина, практика участия общественности в принятии решений о строительстве еще не до конца отработана. «Сложности на сегодняшний день -- это плохое информирование горожан и менталитет москвичей. Никто не участвует на той стадии, когда объявление висит в Интернете, на заборе. Возмущаться люди выходят, когда уже во двор пришел бульдозер», -- сетовал на низкую активность москвичей г-н Кузьмин. Правда, тут же признал, что бывают и прямо противоположные крайности. Инспекторам пришлось разбираться с 18 жалобами, поступившими лишь на основании слухов и «не имевшими под собой никаких реальных оснований для беспокойства за дворовые территории».
Главный архитектор дал понять, что никакие протесты не помогут остановить строительство жилых домов в рамках городских социальных программ -- по его подсчетам, таких конфликтных объектов в Москве насчитывается порядка 72. Также архитектурно-строительный комплекс будет настаивать на строительстве гаражей, гостиниц и административных зданий, «которые будут расположены не в глубине микрорайонов, а с выходом на дорожные магистрали», а также физкультурно-оздоровительных комплексов.
Подтверждая серьезность намерений, Александр Кузьмин заявил, что, несмотря на жалобы жильцов, более 20 территорий для гаражного строительства не были признаны объектами точечной застройки. Правда, стройкомплексу столицы рекомендовано не выносить пока эти площадки на инвестиционные конкурсы, а дождаться, когда город найдет решение, каким образом москвичи смогут самостоятельно построить себе многоуровневые паркинги. Пока, по словам г-на Кузьмина, разногласий с главой столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным по этим и другим вопросам уплотнительной застройки не возникало, и все рекомендации комиссии по точечному строительству выполняются.
Последнее, впрочем, неудивительно, поскольку бурно развившееся под контролем г-на Ресина коммерческое строительство сильно обижено не будет. Как рассказал глава Москомархитектуры, порядка 200 проектов уплотнительной застройки будут не запрещены, а "перепрофилированы" -- их пересмотрят по объему капитальных построек и функциональному назначению. Так, например, вместо планируемого жилого дома тому же инвестору предложат возвести физкультурный комплекс, детский сад или магазин шаговой доступности, а офисное здание обременят строительством на его первом этаже парковки для местных жителей. В отдельных случаях застройщику предложат подождать, пока не будет готов проект перепланировки всего микрорайона, куда впишут и его конкретный проект.
Кроме того, г-н Кузьмин заверил, что добросовестным застройщикам, которые подготовили все документы на свой проект, но еще не успели выйти на стройку, город возместит убытки и компенсирует потерю стройплощадки. Начавшиеся же, несмотря на протесты жителей соседних домов, самовольные точечные застройки, «где уже до второго этажа дошли», власти и вовсе трогать не будут. Таких «нахальных случаев», по словам г-на Кузьмина, на всю строящуюся Москву нашлось лишь 35.
Всего же в результате продолжавшихся более полугода проверок жалоб москвичей объектами точечной застройки признаны лишь 68 территорий, причем только на 39 участках полностью запрещено какое-либо строительство.