|
|
N°140, 05 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент дарит Центральный банк парламенту?
В последние дни СМИ весьма оживленно комментируют позицию президента по превращению Банка России в федеральное государственное учреждение, имеющее имущество на правах оперативного управления. При этом, как мне кажется, комментаторы совершенно напрасно расценивают инициативу президента как стремление подчинить себе ЦБ и включить его в сферу исполнительной власти. Поскольку президент не посягает на принцип подотчетности ЦБ Государственной думе, который зафиксирован в действующем законодательстве, реальным «хозяином» Банка России после принятия предложения Владимира Путина станет парламент. Госучреждение, подотчетное Госдуме и действующее на основании законодательных актов, которые регулируют практически все важнейшие аспекты его деятельности, с конституционно-правовой точки зрения может рассматриваться как «парламентское учреждение». Таким образом, многолетняя (как минимум с 1997 года) борьба парламента за контроль над Банком России может уже в ближайшие недели увенчаться неожиданным для самой Госдумы успехом. Правда, преимущества, приобретенные парламентом, скажутся не сразу, поскольку пока исполнительная власть находится в мире с законодательной и явно доминирует над ней в вопросах формулирования целей экономической политики.
Однако впоследствии, если отношения президента и Госдумы станут более прохладными, амбиции многих известных экономистов-парламентариев могут быть удовлетворены реальной возможностью непосредственно влиять на финансовую политику страны. Не случайно среди сторонников изменения статуса ЦБ мы видим Михаила Задорнова и Сергея Глазьева.
Почему Владимир Путин так легко отдает Банк России в руки законодателей? Здесь возможен весьма прагматический расчет на разделение ответственности за результаты финансовой политики включая курс рубля и т.д. с тем, чтобы избежать парламентской критики за проблемы в экономике, неизбежные в случае падения цен на нефть.
Все вышесказанное может объяснить политические и экономические аспекты ситуации, но не снимает вопроса о несоответствии вносимых предложений действующей Конституции РФ, которая в статье 75 четко предоставляет ЦБ России независимость от других органов государственной власти.
Впрочем, ни президент, ни Госдуму это, похоже, не смущает, поскольку Конституционный суд РФ ожидает в Госдуме решения собственной судьбы и, вероятно, не станет вмешиваться в эту ситуацию. Кроме того, предстоящие изменения действующей Конституции либо принятие нового Основного закона ожидаются с высокой степенью вероятности в ближайшие год-два.
Владимир ЛАФИТСКИЙ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ