Время новостей
     N°28, 21 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2008
Олимпийские резервы
Москва готова ликвидировать рынки в спринтерском темпе
Московская мэрия в этом году намерена как можно быстрее избавляться от нестационарных объектов мелкорозничной торговли и городских толкучек в пользу развивающегося рынка сетевых магазинов. Программой максимум на этот год, как рассказал вчера на пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг города Владимир Малышков, является полная ликвидация вещевых рынков и последняя крупная зачистка столичных улиц от киосков. Причем чиновник дал понять, что упразднение некоторых рынков, в том числе и Черкизовского, может быть даже ускорено.

Сколько еще продержится этот огромный торговый комплекс, славящийся низкими ценами, будет ясно уже сегодня -- ожидается, что станут известны результатов жеребьевки среди претендентов на звание столицы юношеских Олимпийских игр 2010 года. Российская столица рассчитывает их принять и, как дал понять г-н Малышков, готова ради этого пойти на жертвы. «Если Москве дадут провести юношеские Олимпийские игры, мы уже в этом году закроем весь «черкизовский куст», все рынки закроем», -- заверил чиновник. Территория, которую сейчас занимают торговцы, по его словам, понадобится для размещения гостей спортивного фестиваля, создания парков отдыха и цивилизованных торгово-развлекательных центров. Если же амбиционные планы столицы на проведение пусть и юношеских, но олимпийских соревнований не оправдаются, то закрывать рынки будут не в столь авральном порядке. «В этом случае кое-кто из торговцев еще протянет некоторое время», -- описал пессимистический для мэрии план развития событий г-н Малышков.

Напомним, что Черкизовский рынок собирались полностью ликвидировать под стройплощадку жилого микрорайона еще в прошлом году, и, похоже, он станет чуть ли не последним оплотом торговой вольницы в столице. В плановом же порядке в рамках городской программы по сокращению количества рынков и преобразованию их в крупные торговые центры на этот год запланировано закрыть 18 базаров. Сейчас в городе из 240 народных толкучек, стихийно образовавшихся в 90-е и благополучно просуществовавших до 2004 года, в результате перманентного упразднения осталось лишь 91, в том числе 19 сельскохозяйственных рынков.

Кроме того, этот год станет последним в трехлетней программе столичного правительства по сокращению числа нестационарных объектов мелкорозничной сети. В 2007 году, как свидетельствует статистика департамента потребительского рынка и услуг, ларечная сеть города сократилась на 20,6%, или на 2,4 тыс. торговых палаток. К концу этого года должны демонтировать еще порядка 3 тыс. объектов мелкорозничной торговли (30,8%). В результате на улицах столичного мегаполиса, по задумке городских властей, останется не более 6,5 тыс. киосков, специализирующихся на продаже печатной продукции, прохладительных напитков, цветов и мороженого. Останутся и тонары с продовольственными товарами в микрорайонах «с временным отсутствием стационарных предприятий торговли».

Следствием такой политики городской власти стало ежегодное сокращение на 3--3,5 % малых предприятий в торговой сфере. Но Владимир Малышков полагает, что беспокоиться тут нечего, поскольку половина всего малого бизнеса столицы по-прежнему сосредоточена именно в этом сегменте рынка. «А количество малых предприятий, между прочим, постоянно растет», -- заметил он. По его мнению, незначительное сокращение мелких частников вполне приемлемо для конкурентной среды, «остальные же приспосабливаются с ассортиментом» и меняют лотки и киоски на уютные места в торгово-развлекательных центрах.

Кроме того, департамент потребительского рынка не скрывает намерений постепенно подвинуть малый бизнес в сфере торговли. «Я радуюсь, что у нас развиваются мощные, интересные сети, -- огласил приоритеты города г-н Малышков. -- В сетевых структурах цены куда ниже, так как они в отличие от малых предприятий не используют обширную структуру посредников». В настоящее время сетевики занимают лишь 35,5% рынка, тогда как в Европе на их долю приходится более 65%, а в США почти 80% розничной торговли.

Юлия ХОМЧЕНКО