|
|
N°28, 21 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От рококо до рока
Первый виолончельный фестиваль памяти Ростроповича в Москве
В центре Москвы сегодня можно увидеть висящие рядом огромные афиши. На одной -- портреты профессорского вида мэтров классической музыки: виолончелист Давид Герингас и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Эта афиша анонсирует гала-концерт Первого международного виолончельного фестиваля «Посвящается Мстиславу Ростроповичу» в Москве. Дата -- 28 февраля. Место -- Большой зал Консерватории. На другой афише совсем не профессорского вида рокеры с голыми торсами и длинными «хайрами» тоже держат в руках виолончели. Крупная надпись: Apocalyptica. Концерт горячих финских парней, нагнетающих с помощью традиционных виолончелей тяжелую и экстремальную звуковую волну, состоится раньше гала-концерта академического виолончельного фестиваля, 26 февраля, в клубе «Б1 Maximum». Итак, начиная с сегодняшнего дня всю неделю москвичам предлагается жить под созвездием виолончели, причем в самых разных ее явлениях, от рококо до рока. Любопытно, что и сам фестиваль предлагает необычайно широкий жанровый спектр существования виолончельной музыки. Рок в том числе. Об идее, организации фестиваля обозревателю Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает артдиректор форума, виолончелист Борис АНДРИАНОВ.
-- У нынешнего виолончельного фестиваля памяти Мстислава Ростроповича были предшественники в России?
-- Увы, нет. За рубежом проводится много виолончельных фестивалей. Существуют виолончельные конгрессы, которые путешествуют по разным городам. В России форум, посвященный виолончельному исполнительскому искусству, устраивается впервые. Слова великого Мстислава Ростроповича о том, что виолончельной столицей мира является немецкий город Кронберг (см. «Время новостей» от 10 октября 2007 года), окончательно убедили: виолончельный фестиваль надо делать в Москве. Мне захотелось доказать, что являющаяся родиной великих виолончелистов мира (самого Ростроповича) Россия может с Кронбергом за лидерство поспорить. В то же время царящую на Кронбергском виолончельном фестивале атмосферу счастья, праздника музыки хотелось перенести в Россию.
-- Кронберг -- маленький поселок. Там публика отфильтрована самой спецификой места. Главная достопримечательность, помимо старинного замка, -- музыкальная академия и ставший традиционным виолончельный фестиваль. К тому же там концерты проходят в маленьких залах -- церковных в основном. Три из пяти концертов нового фестиваля будут проходить в Большом зале Консерватории в Москве. Боязни, что он окажется полупустым, нет?
-- Ну все-таки полторы тысячи любителей виолончели я рассчитываю в Москве найти. Тем более программы концертов совсем не банальны. Ожидаются три главных события. Первое -- приезд ансамбля из 12 виолончелистов великого оркестра Берлинской филармонии. Ансамбль существует уже 36 лет, был создан в соответствии с идеей Пабло Казальса об «оркестре виолончелей», и им руководил долгие годы прославленный музыкант Рудольф Вайнсхаймер. И по составу, и по качеству звучания другого такого ансамбля в мире нет.
Второе событие -- приезд композитора и виолончелиста Джованни Соллимы, очень любимого сегодня в мире. Он работает на стыке жанров -- рока и классики, он революционер академической музыки. Его называют Джимми Хендриксом виолончели.
Третье событие -- московская премьера концерта для трех виолончелей с оркестром классика современной музыки Кшиштофа Пендерецкого.
В целом же фестиваль состоит из пяти концертов. На сегодняшнем концерте-открытии прозвучат сочинения Соллимы и Петра Ильича Чайковского. Такой контрастный душ. Вариации на тему рококо сменит сочинение LB Files Соллимы. LB -- инициалы Луиджи Боккерини. Произведение -- диалог сегодняшнего минимализма с музыкой барокко. Потом прозвучит самое знаменитое сочинение Соллимы для двух виолончелей, где они виртуозно, эмоционально и страстно общаются друг с другом. Солировать в этом концерте будем мы с Джованни. Во втором отделении в исполнении оркестра «Новая Россия» и дирижера Эмиля Табакова прозвучит Пятая симфония Чайковского. 23 февраля в Малом зале Консерватории будут играть Джованни Соллима и замечательная виолончелистка из Хорватии Моника Лесковар. В программе Марен Маре и еще одна российская премьера сочинения Соллимы. 24 февраля -- самая впечатляющая гастроль фестиваля. На сцене БЗК выступят 12 виолончелистов Берлинской филармонии. В первом отделении услышим Пьяццоллу, Вилу-Лобоса. Во втором -- аранжированная для виолончельного ансамбля музыка кино. 26 февраля в Камерном зале Филармонии сольный концерт одного из лучших виолончелистов мира Александра Князева. Вместе с молодыми коллегами Князев исполнит классику: Моцарта и Шуберта.
28 февраля -- гала-концерт -- закрытие. Программа из сочинений гуру современной музыки: Пендерецкого и Щедрина. Концерт посвящен памяти Мстислава Ростроповича. Исполняемые сочинения Родиона Щедрина были созданы в его честь. Солировать в концерте для трех виолончелей Пендерецкого будет один из лучших виолончельных учителей планеты Давид Герингас и мы с Татьяной Васильевой -- представители его школы. В других сочинениях солистами станут победители последнего по времени конкурса Чайковского, президентом которого был Ростропович: Сергей Антонов, Александр Бузлов и другие. Апофеозом всего будет «Гамлет-баллада» Родиона Щедрина, написанная им в 2004 году для тысячи виолончелистов, одним из которых на премьере в Японии был Ростропович. Балладой и закончится фестиваль.
-- А где найдется тысяча виолончелей?
-- Буду собирать добровольцев по принципу флэш-моба (смеется). Уже сегодня приглашаю всех музыкантов откликнуться и поучаствовать в этом ансамбле памяти великого маэстро. 27 февраля -- репетиция. Эта акция вообще ассоциируется с практикой современного искусства. Помимо собственно исполнения «Баллады» будет присутствовать жанр мультимедиа. Покажут фильм о первом исполнении произведения с участием Мстислава Леопольдовича. Необходимо сказать, фестиваль проходит с благословения Галины Вишневской. Она обещала прийти на гала-концерт 28 февраля.
-- Кто помогал делать фестиваль?
-- Слаженная и высокопрофессиональная команда Московской филармонии в подготовке фестиваля принимала самое активное участие. Без нее ничего не получилось бы. Благодаря меценатской поддержке Standard Bank, Comstar и МТТ фестиваль был профинансирован.
-- Фестиваль планируется проводить регулярно?
-- Очень на это рассчитываю. Думаю, проводить его с периодичностью раз в два года. Отлично будет, если у фестиваля появиться интернет-портал. С форумом, где люди общались бы. Делились впечатлениями. Тогда эмоциональное поле сложится очень сильное. И стимулов продолжать будет больше.
-- Были ли трудности в подготовке первого виолончельного фестиваля в России?
-- Были. Они отчасти объясняют, почему фестивальное движение в России не развито по сравнению с Западной Европой. Приглашение иностранных музыкантов -- это всегда испытание на прочность нервов, здоровья. Постановка под угрозу концерта в конце концов. Наша страна единственная в мире, где нужны паспорта на инструменты. Я играю на инструменте из госколлекции. У меня случай особый. Но люди, имеющие свои собственные уникальные инструменты, ввозя их в Россию и вывозя отсюда, должны столкнуться с ужасными бюрократическими препонами. Можно даже сказать, измывательством со стороны бюрократов. Музыканты должны отчитываться о своих приездах, отъездах. Платить за принадлежащие им инструменты налоги. Ощущение, что наши чиновники считают концертную деятельность полулегальным бизнесом. И мы под особо строгим наблюдением. Вот пример. Участвующая в фестивале Татьяна Васильева имеет свой собственный инструмент работы Страдивари. Она гражданка России. У нас нет такого закона, что гражданин России может временно что-либо ввести. Если она ввезет своего «Страдивари», вывезти его не сможет. Для вывоза необходимо пройти сотни инстанций, начиная с Музея музыкальной культуры имени Глинки, где хранятся редкие инструменты. Затем при благоприятных обстоятельствах ей оформят временный вызов с обязательством возвращения инструмента в Россию. В итоге сейчас Васильева приедет без виолончели. Мы ей срочно ищем инструмент здесь. А публика «благодаря» нашим чиновникам звук Страдивари не услышит. А ведь эту проблему преодолеть легко. Достаточно последовать примеру других стран и принять закон о выводе являющихся частной собственностью уникальных музыкальных инструментов из разряда культурных ценностей. Чтобы музыканты могли передвигаться по миру, участвовать в концертах и фестивалях и радовать людей своей игрой и звучанием своих инструментов.
|