Время новостей
     N°28, 15 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2002
На тройку с плюсом
Во внеконкурсной программе 52-го Берлинале правят бал трансвеститы. В конкурсной -- «Бал чудовищ»
Сразу несколько фильмов о трансвеститах и транссексуалах привлекли внимание публики и критики во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля. Герой норвежской документальной ленты «Все о моем отце» Эсбен Бенестад -- респектабельный политик, врач, журналист, а по совместительству -- актриса и сексолог Эсбен Пирелли. Герои немецкого фильма «Королевы не плачут» -- четверо берлинских трансвеститов, трое из которых ВИЧ-инфицированы. Но самая колоритная компания подобралась в чудесной картине швейцарки Габриэль Баур «Андрогины» (Venus Boyz, приз недели критики в Локарно): пять участниц нью-йоркских шоу на наших глазах перевоплощаются в мужчин, уморительно пародируя мельчайшие детали мужского поведения -- манеру подтягивать брюки, ходить по земле так, как будто ты ее полноправный хозяин, поглаживать бородку и петь хриплым голосом. Это Drag Kings -- женщины, которые с помощью инъекций тестостерона и толстого скотча (им они обматывают тело, маскируя грудь) решили заставить себя уважать в мире «мужских шовинистических свиней».

К сожалению, жаргонное словечко drag переводится с английского не только как «платье трансвестита», но и как «тоска зеленая». И это второе значение также имеет непосредственное отношение к Берлинскому кинофестивалю. Берлинале близится к концу, в воскресенье будут объявлены победители (читайте о них в понедельник), но пока в неоправданно раздутой конкурсной программе (23 работы) не появилось новых фильмов, которые могли бы претендовать на статус события. По-прежнему лучшими картинами конкурса, на мой взгляд, остаются драма Марка Фостера «Бал чудовищ» и симпатичная детективно-музыкальная комедия Франсуа Озона «Восемь женщин» (см. предыдущий репортаж вашего корреспондента). Большие надежды возлагались на «Королевское семейство Тенненбаумов» американца Уэса Эндерсона -- фильм имеет огромный успех в США у публики и критики, номинирован на «Оскара» за лучший оригинальный сценарий и может похвастаться необычным и эффектным актерским ансамблем: главные роли исполняют Джин Хэкмен, Анжелика Хьюстон, Гвинет Пэлтроу, Бен Стиллер, Билл Мюррей... Увы, история эксцентричного семейства Тенненбаумов оказалась комедией для внутреннего пользования: высосанные из пальца шутки и сентиментальная апология семьи в финале нравятся американцам, наверняка понравятся и не слишком взыскательным европейцам, но по гамбургскому счету -- это кино второго сорта, того самого, который, как известно, не переносил Набоков («В искусстве все сорта хороши, кроме второго»). Самым неприятным для меня в этом фильме оказалось то, как умело он маскируется под кино, которое могло бы мне понравится. Легкий тон повествования и режиссерские кунштюки напоминают об «Амели», многофигурность композиции и горько-сладкая ирония в изображении семьи -- о классических «Великолепных Эмберсонах» Орсона Уэллса, но легкость оборачивается натужной изобретательностью, а эпическая грусть -- сентиментальностью.

Приглашенные на берлинский конкурс многобюджетные американские и английские проекты -- «Корабельные новости» Лэсса Хэллстрема с Кевином Спейси, Кейт Бланшетт и Джулианной Мур, «Айрис» Ричарда Эйра с Джуди Денч, Кейт Уинслет и Джимом Броудбентом -- свою роль сыграли. Звезды приехали на фестиваль, а картины получили рекламу перед выходом в европейский прокат. Но всерьез на награды они не претендуют. Разве что великая актриса Джуди Денч может получить приз за роль писательницы Айрис Мердок, на закате своей жизни безуспешно боровшейся с болезнью Альцгеймера. Но Денч свою награду уже получила -- ее работа (как, впрочем, и работы Уинслет и Броудбента) номинирована на «Оскара». К тому же сам фильм страдает от приступа шизофрении: трагическая, болезненная история никак не укладывается в рамки голливудского сюжета о борьбе и преодолении, куда ее безуспешно пытаются запихнуть сценарист и режиссер.

Пожалуй, единственным приятным сюрпризом конкурса за последние дни стала немецкая картина Андреаса Дрезена «Гриль-бар «На лестнице». Это скромная и довольно банальная история о супружеских изменах привлекла внимание своим ненавязчивым юмором и ярко выраженным восточногерманским, «советским» колоритом (действие происходит во Франкфурте-на-Одере, где детей до сих пор называют Машами и Гришами, а из окна высокого дома видна Польша). Что ж, хотя бы одна из трех уже показанных в конкурсе немецких картин оказалась на высоте.

Сюрпризов в последний момент можно ожидать от плодовитого корейца Кима Кидука («Плохой парень»), Отара Иоселиани («В понедельник утром») и немца Кристофера Рота («Баадер»). Пока же явные претенденты на победу в берлинском конкурсе -- Марк Фостер и Франсуа Озон.

Алексей МЕДВЕДЕВ