Письмо Фиделя Кастро к «дорогим согражданам», известившее их о том, что -- эту фразу 81-летний лидер повторил дважды -- он «не намерен и не даст своего согласия» принять посты председателя Государственного совета (президента) Кубы и верховного главнокомандующего, вчера опубликовал центральный орган ЦК кубинской Коммунистической партии «Гранма». Новость эту многие за рубежом восприняли как
«конец эры Фиделя» и потому оставили без внимания другие слова уже почти полвека как бессменного руководителя Кубы: «Я не прощаюсь с вами. Я хочу бороться как идейный солдат. Я продолжу писать «Размышления товарища Фиделя». Это будет еще одно оружие, на которое можно рассчитывать. Мой голос будет услышан».
Команданте Фидель при этом остается генсеком ЦК Компартии в стране с однопартийной системой. Недаром заместитель госсекретаря Джон Негропонте заметил вчера: «Не представляю, чтобы США в скором времени сняли с Кубы торговое эмбарго». Но случившееся дало повод президенту Джорджу Бушу, продолжающему турне по странам Африки, заявить: «Я уверен, что после отказа от власти Фиделя Кастро на Кубе должен начаться переход к демократии. США в свою очередь помогут Кубе познать, что такое благословление свободы».
Но Куба и сама инициирует перемены. На острове, да и, к примеру, в Москве уверены, что изменения будут плавными. «Преемник Кастро продолжит его политику, его дело, его линию. В политике Кубы многое не изменится», -- полагает спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Фидель Кастро не стал интриговать свой народ и ждать до 24 февраля, когда в новом составе соберется Национальная ассамблея (парламент) Кубы,
депутатами которого Фиделя и его младшего брата Рауля переизбрали всенародным голосованием 20 января. 76-летний министр обороны Рауль Кастро исполняет обязанности главы государства с тех пор, как 26 июля 2006 года, в день национального праздника, Фиделя доставили в критическом состоянии в больницу, где диагностировали кровотечение в кишечнике и сделали ряд сложных операций. Он все это время не появлялся на публике, а ЦРУ объявило, что у него рак.
В период реабилитации Фидель дважды общался в клинике с кубинским телевидением и несколько раз с лидерами соседних союзных государств -- Венесуэлы и Боливии. И всякий раз лидер выглядел все более посвежевшим. С марта 2007 года он дал для дюжины кубинских периодических изданий более 60 материалов по всем аспектам внешней и внутренней политики Кубы. В декабре Кастро, который пережил девять президентов США и пять генсеков ЦК КПСС, признался той же «Гранме» и в письме парламенту, что не намерен, как в прошлом, «цепляться за власть», поскольку «жизнь меняет взгляды», и готов «дать дорогу молодым». То же он сказал в январе президенту Бразилии Луле да Силве.
Во вчерашнем обращении к нации команданте напомнил, что еще в июле 2006 года "многие за рубежом подумали", что временная передача власти Раулю является окончательной: «Но ни сам Рауль, ни многие товарищи по партии не хотели этого. Их позиция объяснялась нежеланием оставлять у противника -- то есть у США -- впечатление, что наконец-то удалось избавиться от меня». Фидель вновь поднял вопрос о преемнике: «Готовить Кубу психологически и политически к моему отсутствию -- вот что было моим главнейшим обязательством после стольких лет борьбы. Я бы предал мою совесть, принимая на себя ответственность, требующую мобильности и полной самоотдачи, которых я лишен по физическим причинам. Я говорю это без драматизма».
Фидель стал премьером в день свержения диктатуры Батисты -- 1 января 1959 года, в 1961-м объявил о социалистическом выборе Кубы, в 1965-м объединил все левые организации страны в единую Компартию. В 1976-м на Кубе была принята новая конституция, учредившая верховный коллективный орган исполнительной власти -- Госсовет. Конституция позволила Кастро совместить власть в партии, стране и армии.
«Отказ Фиделя занять пост председателя Госсовета подвел базу под передачу верховной власти преемнику -- младшему брату Раулю. Тот, скорее всего, будет считать наставления старшего брата не всегда обязательными для исполнения», -- сказал «Времени новостей» руководитель Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман. По его оценке, «некоторые изменения могут произойти в экономике и коснутся децентрализации внешней торговли, более активного привлечения иностранного капитала, большей свободы в частном предпринимательстве». Собеседник «Времени новостей» полагает, что «политический строй на Кубе не изменится, как не изменится и политика республиканской администрации Джорджа Буша, основанная на блокаде острова". Кубинская оппозиция, живущая в эмиграции в основном в американском Майами, также не спешит с выводами. Директор Института кубинских и кубино-американских исследований университета Майами, выходец с Кубы, а ныне американский гражданин Хайме Сучлики сказал «Времени новостей»: «Мы проанализировали несколько сценариев. Первый -- это тотальный коллапс системы, как это было в Восточной Европе. Другой -- как в Румынии, где вооруженные силы и министерство внутренних дел вступили в борьбу друг с другом. Третий вариант -- это быстрый переход к китайской модели. Мне кажется, что на Кубе не осуществится ни один из этих сценариев. Но я уверен, что перемены будут очень медленными, а переходный процесс -- трудным».