|
|
N°28, 15 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наталья Витренко: «Доллар -- это страшный эксплуататор»
На украинских парламентских выборах, которые состоятся в марте нынешнего года, блоку Натальи Витренко предрекают не менее 4% голосов. Бывший референт председателя Социалистической партии Украины Александра Мороза, Витренко в 1998 году со скандалом ушла из СПУ и создала собственную партию, что помогло президентской администрации расколоть электорат Мороза и ослабить социалистов. Благодаря скандальной харизме Витренко новосозданная Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) прошла в Верховную раду. В 1999 году лидер партии вошла в список основных претендентов на президентский пост наравне с Кучмой и Морозом. Размеренный ход предвыборной кампании нарушил теракт в Кривом Роге -- в Витренко бросили две гранаты, от осколков умер один и получили ранения 40 человек. Правоохранительные органы объявили организатором теракта доверенное лицо Мороза в предвыборной кампании -- Сергея Иванченко. Лидер социалистов и его сторонники утверждают, что криворожский инцидент -- провокация властей. Наталья ВИТРЕНКО отвечает на вопросы киевского корреспондента газеты «Время новостей» Светланы СТЕПАНЕНКО.
-- Ваша партия скорее всего пройдет в парламент. Какими вы видите отношения с Россией?
-- Россия, которая обладает громадными природными и людскими ресурсами, может позволить себе дружить со всеми или ни с кем -- это мало отразится на ее политике. Для Украины важен выбор внешнего вектора -- она не выживет без импорта сырья и рынков сбыта продукции. Когда МВФ навязал идеологию открытого рынка, были разорваны связи с Россией и Белоруссией, нам перекрыли кислород. Украину убивают тем, что втягивают в европейский и американский рынки, где не нужно наше машиностроение. Если страна пойдет по пути западного вектора, она превратится в источник неквалифицированной дешевой рабочей силы. У нас один выход -- восточный вектор, сотрудничество с Россией и Белоруссией. В межгосударственном союзе по типу европейского рынка нужно ликвидировать двойное налогообложение, убрать таможенные преграды, ввести единую валюту. Это позволит разблокировать счета, создать единый рынок труда. Нравится кому-то работать в России -- пусть едет, но не бомжом, а гражданином, защищенным законом. Нужно создать систему коллективной безопасности (Украина не вытянет финансирования армейской структуры), предоставить русскому языку статус второго государственного, сохранить православную религию как культурную матрицу, объединяющую наши народы. В православии коренятся общинная психология, традиционные формы ведения хозяйства. Отсюда пошли трудовые коллективы, колхозы. Не будет у нас американских фермеров: у наших людей даже принцип расселения другой -- живут бок о бок, как в одном улье, им чужд западный эгоизм.
-- Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения с МВФ?
-- Данная организация ничем, кроме грабежа, не занимается, это я доказываю уже десять лет. Под нажимом МВФ слабая страна отказывается от контроля над ценами, открывает границы для чужих товаров, что приводит к параличу промышленности и бегству квалифицированной рабочей силы. После таких «реформ» долги бедных стран вырастают до чудовищных размеров, они попадают в вечную кабалу к богатым. Посмотрите на Аргентину. Я не хочу такой судьбы для Украины. Доллар -- это страшный эксплуататор, не обеспеченный ни золотом, ни товарами. Это раскрашенная бумажка, которая производится в Америке дешево -- сто долларовая банкнота обходится США в 10 центов, -- а продается дорого. Если Белоруссия, которая в 5 раз меньше Украины, смогла преодолеть кризис самостоятельно, это сможем и мы. МВФ нужно выгнать из страны, разорвать с ним отношения, заморозить выплату долга до тех пор, пока не начнется выздоровление экономики.
-- Однако плановую экономику в мире считают вчерашним днем...
-- Ничего подобного. Ни одна страна мира не выходила из кризиса без плановой экономики. И Рузвельт в Америке, и Эрхардт в Германии опирались на планирование, безальтернативное во время кризиса. Да, я адепт плановой экономики, и горжусь этим. Чистой рыночной экономики не может быть ни-ког-да!!!
-- Чем Прогрессивная социалистическая партия отличается от просто Социалистической Александра Мороза (инициатор «кассетного» скандала, чуть было не закончившегося отставкой Кучмы. -- Ред.)?
-- Партия пана Мороза, как бы они себя ни называли, хоть партией турецких балерин, -- буржуазно-националистическая. Мороз голосовал за 41-ю статью буржуазной конституции -- о защите частной собственности (заметьте: не государственной или коллективной!). Они отбросили ограниченное избирательное право, проголосовав за основы буржуазного всеобщего, которое дает преимущества буржуазии. Это значит, что олигархи -- Суркис, Тимошенко, Бакай -- получили преимущества перед безработным или матерью-одиночкой, которые не могут внести денежный залог, чтобы баллотироваться в парламент. Управление страной попало в руки богатых, заинтересованных в защите своих капиталов, а не в выплате пенсий или зарплат. У ПСПУ другой подход: установить имущественный ценз, чтобы богатые не могли даже претендовать на места в Раде. Никакой неприкосновенности: трудовой коллектив должен иметь право отзыва депутатов. Вы бы увидели, как поменялась бы Рада: не по Канарам бы ездили и Кипрам, а сидели бы в зале, нажимали на кнопки, как миленькие!
-- Как вы расцениваете слухи о том, что идея создания ПСПУ родилась в недрах администрации президента и к вашему финансированию причастны олигархи?
-- А как бы вы оценили, если бы вам сказали, что вы проститутка? Подлые, грязные люди тиражируют сплетни, чтобы унизить меня, отобрать у партии голоса избирателей. Им выгодно уравнять Наталью Витренко, доктора наук и академика двух академий, с какой-то шавкой, которую наняли за деньги. Извините, я в администрации президента не вижу равных себе. Там работают недалекие люди, которые пробрались туда отнюдь не благодаря интеллекту и организаторским способностям. Я была единственной женщиной, создавшей партию, которая в 1998 году прошла на выборах в парламент. Я получила 11% голосов на президентских выборах, не имея статуса экс-спикера парламента, как Мороз, и не возглавляя компартию, за которую голосуют благодаря заслугам прошлых поколений.
-- Считаете ли вы коммунистов своими союзниками?
-- КПУ -- это левая подпорка режима Кучмы, они заняли соглашательскую позицию. Симоненко -- наш оппонент.
-- Готовы ли вы к открытым предвыборным дебатам?
-- Хоть сегодня, -- я заявила это «Радио Свобода», но со мной не решился выйти в прямой эфир ни один политик. Боятся услышать правду. Я не Тимошенко, чтобы комплименты расточать. Не люблю, когда меня пытаются запачкать грязью. Не люблю Мороза, который не хочет отвечать за свои голосования, пытается переложить свою вину за поддержку Кучмы на меня. Вместо того чтобы каяться, говорит гадости о других. Не люблю других политиков, которые использовали власть для обогащения, а теперь дерут глотку за страну.
-- Как вы оцениваете свои шансы на успех?
-- На прошлых выборах у меня забрали половину голосов. Стопки бюллетеней за Витренко меняли с теми, которые за Кучму, -- никто ведь не проверял. У меня нет оснований считать, что я не соберу своих голосов, -- не отказывалась от своих обещаний, не давала повода от себя отречься. Рассчитываю на 10--11%, наш реальный потенциал 15--17%.
-- Каковы будут последствия «кассетного» скандала для режима Кучмы?
-- При чем здесь «кассетный» скандал? Юридическим доказательством в суде кассеты все равно не будут. И потом, политику нельзя строить на низменных чувствах -- подслушивании, подглядывании. Другое дело, что эта власть обанкротилась, -- для меня это никогда не было вопросом. Если бы парламент устранил президентскую вертикаль и установил парламентскую республику, это было бы правильным решением.
Беседовала Светлана Степаненко