Перемены на Кубе неизбежны: и страна, и ее жители меняются на глазах. Но в то же время нет никаких крайностей и нет ощущения тревоги. Есть лишь желание изменить жизнь к лучшему. Что происходит и чего добиваются сами кубинцы? И какое место в своем будущем они отводят отношениям с Россией? Об этом -- репортаж "Времени новостей" из Гаваны.За пару дней до того, как вчера
кубинский лидер Фидель Кастро сложил с себя полномочия председателя Государственного совета и командующего войсками, у автора этих строк состоялся любопытный разговор в гаванском офисе международного информационного агентства Интер-Пресс-Сервис. Его руководительница, давняя моя знакомая Эльса Метоль Ферре -- по происхождению уругвайка, но с детства жила в Гаване и прекрасно знает все тонкости кубинского характера. «Чего вы ожидаете от 24 февраля, когда новоизбранный парламент острова будет утверждать новый состав Госсовета?» -- спросил я ее. Ответ последовал мгновенный и лаконичный: «Перемен!» Теперь же, после решения Фиделя Кастро, занимавшего высшие руководящие посты с 1959 года, на Кубе тем более ждут перемен.
Альтернатива миру наживыРечь, конечно, идет о переменах к лучшему. Неспешных, хорошо продуманных, эволюционных. Кубинцы жаждут модернизации экономики, особенно сельского хозяйства -- кушать-то всем хочется! Но модернизации в рамках своей, существующей системы.
Проекты в духе «переделки Кубы по-вашингтонски» здесь, уверяют меня гаванские друзья «но пасаран», то есть "не пройдут". Характерно, что именно гаванцы задают тон намечаемым на острове изменениям. А политическая элита гадает: кому передаст власть 81-летний Фидель -- может быть, своему первому заместителю и брату 76-летнему Раулю Кастро?
Обычно неторопливая Гавана в эти дни бурлит. Столица превратилась в эпицентр международных контактов. Только в феврале здесь проходят около дюжины различных ярмарок, симпозиумов, конференций, съездов. Только что завершилась вторая международная конференция «За равновесие в мире», посвященная 155-летию со дня рождения кубинского национального героя Хосе Марти. Многих поразили прозвучавшие на ней слова знаменитого бразильского пастыря и гуманиста Фрея Бетто: «Куба сейчас в преддверии 50-летия победы революции. На ней лежит особая историческая ответственность. Кубинский социализм не имеет права потерпеть поражение». Бетто убежден: если такое произойдет, то Куба не просто исчезнет с географической карты, как СССР. «Вместе с ней умрет утопия, рухнет мир, который не может существовать без мечты. И если это случится, победят 20% населения планеты, которые воспользуются достижениями всех, воцарясь на горе трупов жертв капитализма», -- говорит он.
Для пастыря Куба -- островок социализма, который во многих вселяет надежду. Это последняя альтернатива «миру наживы и неискренней любви». Слова падре, безусловно, спорные, но он имеет право на свое мнение.
Право самостоятельно мыслить и открыто говорить о наболевшем имеют и студенты Гаванского университета информатики. Они своими вопросами и критическими замечаниями на днях вогнали в краску пришедшего на встречу с ними главу парламента -- опытнейшего политика и искусного оратора Рикардо Аларкона. Молодые люди, сославшись на недавние призывы к конструктивной критике братьев Кастро, выступили с осуждением «навязывания стране двойной валюты, запретов кубинцам пользоваться отелями, где селят иностранцев, невозможности ездить за границу». На эти и многие другие вопросы Рикардо Аларкон не смог дать внятного ответа. Студенты корректно попросили его в следующий раз лучше готовиться к дискуссии. Прежде такое общение с властью на Кубе было немыслимо.
А вот еще одна примета перемен. Самый известный на Кубе и за ее пределами эстрадный певец и композитор Сильвио Родригес организовал с группой артистов грандиозное турне по тюрьмам острова. «Внедрение»
культуры и искусства в пенитенциарные заведения проходило на ура и широко освещались прессой.
Куба начинает меняться. Пока осторожно и медленно. Руководство страны пытается нащупать свой, эволюционный путь развития, не расплескав при этом те социальные завоевания и все то положительное, что привнесла в кубинское общество революция. При этом остров не уступит экспансионистским притязаниям Вашингтона.
Куба беременна предстоящими изменениями. Слово «камбиос» -- «перемены» -- звучит здесь рефреном. Наверное, само время заставляет, убеждает, торопит. Здесь говорят, что неизменны только камни и дураки. И если чуть глубже окунуться в местную жизнь, можно заметить, что кубинцы становятся другими. Более изобретательными, что ли, предприимчивыми. А вместе с этим, глядишь, лучше и богаче станет их жизнь.
Экспорт умов вместо всемирной сахарницыСамой высокодоходной отраслью острова стала так называемая «индустрия международных услуг». Кубинские врачи, преподаватели, строители, спортивные тренеры и другие специалисты приносят стране миллиарды долларов -- больше, чем никелевая, сахарная, табачная и ромовая отрасли вместе взятые. Новая отрасль, а не пресловутый монокультурный сахар, как когда-то, тянет сегодня, подобно локомотиву, кубинскую экономику вперед. Национальное управление статистики острова сообщило, что в 2007 году международные услуги принесли Кубе 8,36 млрд долл. Сумма рекордная, на 21% больше, чем в 2006 году!
Вырвавшийся за 15 лет на первые позиции международный туризм, который с некоторой натяжкой тоже можно причислить к сфере международных услуг, занимает теперь по валютной прибыльности второе место, зарабатывая острову (за вычетом накладных расходов и затрат на инфраструктуру) более 2 млрд долл. в год. За туризмом следуют никелевая промышленность, табачная, сахарная и ее производные.
Самая высокообразованная в Латинской Америке страна из всемирной «сахарницы» превратилась в уникальное государство, которое в больших объемах поставляет в десятки развивающихся стран услуги своих специалистов. Так сказать, организует «экспорт умов». За это Венесуэла, к примеру, частично оплачивает медицинские и образовательные услуги Гаваны углеводородами, поставляя острову около 100 тыс. баррелей нефти ежедневно. Это примерно половина всех ввозимых Кубой углеводородов.
Но не менее важна для Кубы идеологическая составляющая. В июне 2006 года Фидель Кастро пообещал: «Мы научим читать и писать сотни миллионов людей, и уверяю вас, что мы получим сотни миллионов революционеров, сотни миллионов борцов, способных изменить мир». По официальным данным, около 30 тыс. кубинских врачей и медсестер оказывают услуги гражданам в более чем 60 государствах. За последние годы по кубинской методике в 27 странах овладели грамотой свыше 3 млн человек.
А как же с традиционной сахарной отраслью, которая два столетия была ведущей на Кубе, кормила ее граждан и снискала острову всемирную славу? Как раз сейчас на полях республики разгар сафры -- страды уборки и переработки сахарного тростника. В «сладкой индустрии» наметились позитивные тенденции. Но до восстановления пострадавшей от реорганизации и природных катаклизмов отрасли еще далеко: производство сахара, считают специалисты, вероятнее всего, останется на уровне 1,2--1,3 млн тонн в год. А это покроет лишь собственные потребности и часть международных обязательств.
Пионеры у избирательных урнСейчас страна с нетерпением ожидает 24 февраля, когда на свою первую сессию соберется новый состав Национальной ассамблеи народной власти -- парламента. Кубинцы избрали его 20 января. Такие выборы происходят раз в четыре года прямым и тайным голосованием. Фидель из своего больничного «заточения», где он проходит реабилитационный курс после серии операций на желудке, через СМИ призвал тогда кубинцев голосовать свободно и единым списком за всех кандидатов сразу. Они еще осенью были просеяны через сито партийных и общественных организаций.
Население откликнулось: из 8,4 млн кубинцев, имеющих право голоса, 8,2 млн исполнили свой гражданский долг -- это 96,9%. Из них 91% избирателей поддержали единый список. Все 614 кандидатов были избраны в парламент. Голосование проходило организованно, в спокойной и немного торжественной обстановке. А социализм кубинского образца вновь получил поддержку большинства граждан. Наблюдателей из-за рубежа не было: Куба отказалась от их услуг. Эту функцию страна доверила пионерам, которые охраняли урны, и активистам комитетов защиты революции.
Председатель национальной избирательной комиссии, министр юстиции Мария Эстер Реус, женщина обаятельная и строгая, в разговоре с журналистами пояснила: «Состав депутатов парламента обновлен больше чем наполовину. В нем 265 женщин, 18,24% депутатов -- молодежь в возрасте от 18 до 40 лет, 56% депутатов родились после того, как Фидель Кастро пришел в 1959 году к власти. Кроме того, почти 36% из 614 депутатов -- негры и метисы, что соответствует составу населения страны. Наш остров населяют более 11 млн. Из них более 7 млн -- белые (65%). Остальные -- негры, метисы и мулаты».
Что касается расклада сил в новом парламенте, то многие гаванские друзья автора «Времени новостей» (включая маститых деятелей культуры) напоминали на днях о словах Фиделя Кастро, что он не собирается цепляться за власть и готов уступить место молодым. Так что кубинцы не исключали, что конфигурация "бессмертных" может измениться, а сам Кастро откажется от ряда постов, но останется национальным лидером.
Среди кандидатов на место главы Государственного совета, то есть, по сути, президента страны, в Гаване называют нескольких человек. Помимо второго лица в государстве, министра Революционных вооруженных сил Рауля Кастро, это 75-летний команданте революции, министр информатики и коммуникаций Рамиро Вальдес , 79-летний председатель парламента Рикардо Аларкон де Кесада, 56-летний зампред Госсовета, заместитель председателя совета министров Карлос Лахе Давила, 53-летний глава МИДа Фелипе Перес Роке. Впрочем, гадать на кофейной гуще -- дело неблагодарное.
А что же внутренняя оппозиция, на которую сделал ставку Вашингтон? Кубинские диссиденты в унынии и пессимизме. «Фидель все равно будет принимать ключевые решения, пока будет жив, и все останется по-прежнему», -- считает лидер Ассамблеи за продвижение гражданского общества, одна из самых известных противниц Кастро Марта Беатрис Роке. Другой диссидент -- Элисардо Санчес -- тоже не видит новых веяний: «Гонка с одним конем продолжится, тоталитарная модель правительства останется прежней». И только оппозиционный кубинский экономист Эспиноса Чепе ощутил запах неизбежности перемен на Кубе: «Либо произойдут перемены, экономическая трансформация, рост эффективности и производительности, либо остров увязнет в болоте нестабильности».
Россия в поисках места под кубинским солнцемЭкономика Кубы, по данным ООН, в 2007 году продемонстрировала рост на 7,5%, что превышает средний прирост по странам Латинской Америки (5,6%). Среди 33 своих соседей по региону Куба по этому показателю занимает пятое место. В торговле с островом по-прежнему главенствуют Венесуэла, Китай, Испания, Канада, Италия и Бразилия. Россия же пытается увеличить свое присутствие на кубинской земле, восстановить там влияние и улучшить имидж.
Гавана начала освоение предоставленного острову в сентябре 2006 года российского кредита (355 млн долл.). Возобновление инвестиционного сотрудничества, пусть пока и в скромных масштабах, важно для предотвращения вытеснения российского бизнеса из ряда перспективных сфер кубинской экономики. За последние пару лет Москва поставила Гаване шесть авиалайнеров Ил-96-300 и Ту-204. Под российский кредит были заключены контракты на поставки автобусов и лифтов, автозапчастей, других товаров. Но тут, жалуются кубинские партнеры, имидж России на Кубе подпортили чиновники российского Министерства финансов. Они, как говорят бюрократы, «заволокитили» финансирование проектов и часть из них сорвали. И это в жестких условиях конкурентной борьбы иностранных фирм нескольких континентов за место под кубинским солнцем! Россия, имевшая в 2007 году товарооборот с Кубой порядка 270 млн долл., возглавляет сегодня лишь вторую десятку ее торговых партнеров.
Кубинские эксперты уверены, что Москва должна переосмыслить свое отношение к Кубе. Это не просто остров, являвшийся стратегическим партнером СССР во времена «холодной войны» и стоивший ему нескольких миллиардов долларов в год. Куба играла и никогда не перестанет играть важную роль в системе глобальных интересов Москвы в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Куба и Россия нужны друг другу хотя бы как противовес другим центрам политико-экономических притяжений -- США, Евросоюзу, Китаю и даже Южной Америке, с которой карибский остров в последние годы последовательно развивает интеграционные связи. Куба привлекает Россию как стратегический ключ к Западному полушарию, включая Соединенные Штаты, где проживают два с половиной миллиона кубинцев и десятки миллионов выходцев из других государств Латинской Америки.
Как сказала «ВН» кубинская журналистка Эльса Метоль Ферре, «Кубинцы -- нация патриотичная до национализма». Космополитов в стране процентов десять, не больше. Однако, даже переехав жить в США, они умудрились создать там что-то наподобие своей «Флоридской республики». Выходцы с райского острова превратили «кубинский вопрос» из международного во внутриамериканский. От того, как проголосует кубинская диаспора, во многом решится и судьба ноябрьских президентских выборов в США.