Время новостей
     N°27, 20 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.02.2008
Госпакет -- госкорпорации
«Эйрюнион» создается по «Ростехнологии»
Министерство транспорта решило вывести из тупика процесс создания авиакомпании «Эйрюнион», поддержав идею о передаче государственного пакета акций нового авиаперевозчика госкорпорации «Ростехнологии». Вчера замминистра транспорта России Александр Мишарин сообщил журналистам, что «Ростехнологии» будут претендовать на пакет более контрольного, и он такое требование одобряет. «Нужно двигаться в этом направлении», -- цитирует г-на Мишарина Интерфакс.

Одновременно замминистра не исключил, что впоследствии размер этого пакета может уменьшиться. «На первом этапе -- более контрольного пакета (получат «Ростехнологии». -- Ред.), затем в ходе допэмиссии их доля снизится. Насколько мне известно, такой вариант обсуждается», -- сказал он Интерфаксу.

До сих пор размер госпакета в ОАО «Эйрюнион» служит камнем преткновения, из-за которого само это АО пока не смогло юридически оформиться. Объединенная авиакомпания создается на базе нескольких авиаперевозчиков. В капитале некоторых из них государство присутствует (в разной степени), а другие участники проекта -- полностью частные. Насчет того, кому должен отойти контрольный пакет АО «Эйрюнион», нет согласия не только между частными учредителями и чиновниками, но даже и между представителями разных государственных ведомств, причастных к проекту.

Владимир Путин 2 мая 2007 года подписал указ «Об открытом акционерном обществе «Эйрюнион». Согласно этому документу, Российской Федерации должно достаться не менее 45% капитала новой авиакомпании. Исходя из этого, частные учредители полагают, что контрольный пакет, по справедливости, должен отойти им. Минтранс также до последнего времени придерживался этой точки зрения. Ее в прошлом разделяло и Минэкономразвития. Однако Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом («Росимущество»), опираясь на выполненную по его заказу оценку вносимого в объединение имущества, рассчитало, что доля государства в будущем АО должна составить 58%. Из-за этого учредительное собрание АО «Эйрюнион», назначенное на 16 января, закончилось практически безрезультатно.

В АО «Эйрюнион», согласно президентскому указу, должны слиться авиакомпании: «Красноярские авиалинии» (51% акций в госсобственности), «Домодедовские авиалинии» (50%), «Самара» (46,5%), «Омскавиа», «Сибавиатранс» и ООО «Эйрюнион Эр Эр Джи», специально создаваемое для эксплуатации новых региональных самолетов SSJ-100 (в капитале трех последних фирм госдоли нет). Сейчас эти компании объединены в альянс «Эйрюнион», однако превращать его в АО на условиях, предложенных «Росимуществом», частные учредители не захотели. Участники собрания 16 января приняли формальное решение об учреждении ОАО «Эйрюнион», но утверждать его учредительные документы и руководителей не стали.

В такой момент госкорпорация «Ростехнологии» выдвинула инициативу, способную удовлетворить обе стороны и таким образом вывести ситуацию из тупика. В конце января гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов обратился к Владимиру Путину с предложением передать госпакет «Эйрюнион» корпорации. Поскольку в этой схеме речь идет о пакете более 51%, у «Росимущества», очевидно, пропадает повод возражать. А частные учредители, очевидно, надеются установить контроль над объединенной авиакомпанией на следующем этапе ценой выкупа допэмиссии. Правда, свою позицию по поводу инициативы г-на Чемезова они пока не высказывали. Впрочем, вчерашнее заявление представителя Минтранса, который был до сих пор солидарен с «частниками», косвенно подтверждает, что «частники» не против.

Михаил КУКУШКИН