Завершившееся в Нью-Йорке в ночь на 19 февраля по московскому времени экстренное заседание Совбеза ООН по Косово подтвердило отсутствие единства в его рядах. Никакого решения принять не удалось, так как постоянные члены СБ ООН заняли диаметрально противоположные позиции. Россия и Китай потребовали вернуть косовский вопрос в правовое русло и призвали Миссию ООН в крае аннулировать декларацию независимости, принятую властями Приштины 17 февраля. А США, Франция и Великобритания уже признали независимость Косово. По словам принявшего участие в заседании Совбеза сербского президента Бориса Тадича, пример Косово демонстрирует, что страны мира «более не могут быть спокойны за суверенитет и территориальную целостность». Как сложившуюся ситуацию оценивает Россия? Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила постпреда России при ООН Виталия ЧУРКИНА.-- Москва ожидала от генсека ООН в косовском вопросе приверженности Уставу ООН и резолюции СБ ООН 1244, подтверждающим территориальную целостность Сербии. Соответствовала ли этим ожиданиям позиция Пан Ги Муна на открытом заседании Совбеза 18 февраля?-- Позиция, которую занял генсек ООН, не в полной мере отвечала нашим ожиданиям. Важно то, что он подтвердил, что резолюция СБ ООН 1244 продолжает действовать и что, коль скоро это так, в Косово продолжит функционировать Миссия ООН. В то же время Пан Ги Мун не откликнулся на наше требование дать указание руководителю миссии аннулировать декларацию о провозглашении независимости Косово в соответствии с резолюцией 1244 и связанными с ней документами. Так что позиция генсека ООН носит половинчатый характер и, очевидно, формировалась как под влиянием наших подходов, так и под давлением тех установок, которые отстаивают западные члены Совбеза ООН.
-- Разве резолюция СБ ООН 1244 не утратила свое значение после признания самопровозглашенной независимости Косово тремя постоянными членами Совбеза ООН (США, Францией и Великобританией)?-- Резолюция 1244 будет продолжать действовать до тех пор, пока не будет принята другая резолюция, ее отменяющая. И надо сказать, что никто из членов Совбеза это положение сейчас не оспаривает. Никакие действия отдельных членов СБ ООН не могут изменить эту реальность.
-- Не следует ли отозвать из Косово Миссию ООН, чтобы она не компрометировала своей поддержкой независимости Приштины решения Совбеза?-- Продолжающееся присутствие в Косово Миссии ООН является материальным воплощением сохранения в силе резолюции СБ ООН 1244, а значит, и ограничения провозглашенного в одностороннем порядке косовского суверенитета. Это присутствие подчеркивает незаконность действий косовских властей и тех, кто пошел по пути признания одностороннего провозглашения ими независимости. Миссия ООН в Косово никак не обозначила «поддержки» независимости Приштины. Мы исходим из того, что этого не будет и впредь.
-- Не следует ли отозвать из Косово российских дипломатов, командированных туда от нашего посольства в Сербии?-- Поскольку мы не признаем изменения статуса Косово, отзыв наших дипломатов из Приштины не имел бы смысла. Не говоря уже о важности получения достоверной информации об обстановке в крае, которую поставляют российские дипломаты.
-- Может ли Россия помешать Косово стать членом ООН?-- Согласно статье 4 Устава ООН, прием в члены Организации осуществляется постановлением Генассамблеи ООН по рекомендации Совбеза. Россия как постоянный член СБ ООН, обладающий правом вето, может заблокировать любую такую рекомендацию.
-- Как вы оцениваете довольно вялое выступление президента Сербии Бориса Тадича в ООН? Не получается ли, что Россия превращается в большего серба, чем сами сербы?-- Как человек, присутствовавший на заседании и при этом сидевший непосредственно напротив президента Сербии Бориса Тадича, считаю его выступление сильным и четким. Не думаю, что Россия превращается в большего серба, чем сами сербы. Например, в нашем выступлении на заседании 18 февраля мы не сказали ничего, что выходило бы за рамки сербской позиции, никак не «обгоняли» наших сербских партнеров.
-- Самопровозглашенные республики постсоветского пространства с учетом косовского прецедента собираются обратиться в ООН по поводу международного признания своей независимости. Поддержит ли Россия их действия?-- Давайте не будем забегать вперед.