|
|
N°26, 19 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
IMAX осядет в Питере
В конце марта компания IMAX, специализирующаяся на технологиях трехмерного кино, наконец откроет свое представительство в России. А к концу этого года во всех российских кинотеатрах IMAX -- а их должно быть уже пять -- появится первый цифровой проектор. Об этом «Времени новостей» рассказал источник в IMAX. Впервые об открытии российского представительства было объявлено в мае минувшего года, а само открытие планировалось двумя месяцами позже. Задержку в восемь месяцев в IMAX объясняют «несколькими причинами, в основном бюрократического характера». IMAX предстоит обзавестись российскими партнерами. В качестве наиболее вероятного варианта для сотрудничества рассматривается петербургская компания «Невафильм». Имя второго предполагаемого партнера держится в секрете. Генеральный директор «Невафильм» Олег Березин подтвердил «Времени новостей» факт переговоров с IMAX и возможность их окончания в марте.
Точек пересечения у IMAX и «Невафильм» немало. По словам Олега Березина, его компания была генератором идеи проектирования первого в России и единственного в Москве кинотеатра IMAX. Также «Невафильм» является дублирующей студией для IMAX в России и предоставляет сервисные услуги. В пользу «Невафильм» говорит и стратегия их развития. По словам г-на Березина, свое будущее «Невафильм» связывает с изготовлением цифровых кинокопий, производством контента для цифровых кинотеатров, с разработкой моделей новых медиауслуг для кинотеатров. Сейчас «Невафильм» фокусируется на увеличении объемов продаж цифрового оборудования, услуг по доставке контента в цифровые кинотеатры. Именно в этом сегодня и нуждается IMAX: к концу 2008 -- началу 2009 года компания собирается перейти на цифровой показ своих фильмов в России. Дефицит контента для 3D-формата -- бич для российского кинотеатра Nescafe-IMAX. Пока в США и некоторых странах Западной Европы в формате 3D выходят «Цыпленок Цыпа», «Кошмар перед Рождеством», «В гости к Робинсонам», «Дом-Монстр». В России эти фильмы появились лишь в обычном формате. Олег Березин прогнозирует, что в 2008--2009 годах количество 3D-картин в прокате резко увеличится. Однако пока на 2008 год заявлено лишь шесть релизов, один из которых уже в прокате, а сроки начала российского проката концерта Rolling Stones пока не объявлены. На 2009 и 2010 годы пока объявлено лишь о пяти фильмах. В действительности их будет на порядок больше, утверждают в IMAX. «Шрек-4» в формате 3D можно будет увидеть лишь через два года.
По словам представителя компании IMAX, популярность фильмов в формате 3D в России ничуть не меньше, чем в США и странах Европы. Так, Nescafe-IMAX занимает второе место среди всех кинотеатров IMAX по кассовым сборам «Беовульфа» (на первом месте кинотеатр BFI IMAX в Лондоне).
До 2010 года IMAX планирует открыть в России 20 кинотеатров. Об этом сопредседатель и управляющий директор корпорации IMAX Ричард Гелфонд заявил еще в середине 2007 года, а к началу 2008-го количество кинотеатров в России остается прежним -- их пока всего три: в Москве, Казани и Санкт-Петербурге. Расставаться со своими амбициями в IMAX пока не собираются. «Мы ожидаем, что в этом году откроется как минимум три кинотеатра -- в Перми, Санкт-Петербурге и Киеве, -- рассказал «Времени новостей» источник в IMAX. -- Прогноз на 2009-й делать пока что сложно, но мы ожидаем порядка пяти-шести кинотеатров (в основном в регионах), а в 2010 году откроются остальные кинотеатры». Вместе с расширением присутствия в России IMAX увеличит и партнерскую сеть. Какие именно компании станут новыми партнерами канадцев, неизвестно. Возможно, речь идет о региональных игроках, предполагают эксперты. По экспертной оценке, самый скромный комплект оборудования для одного зала в IMAX стоит 5 млн долл. За эти деньги в России можно построить хороший многозальный кинотеатр. Переход на цифровые проекторы несколько снизит затраты будущих партнеров IMAX.
«Уже с прошлого года мы подписываем контракты на цифровые системы IMAX, поэтому практически все кинотеатры, открывающиеся в конце этого года, будут цифровыми», -- рассказали в IMAX. По словам Ричарда Гелфонда, для клиентов, которые подписывали контракты в 2007 году, замена оборудования будет бесплатной, остальные должны взять издержки на себя. Но даже в этом случае есть и плюсы: сроки окупаемости кинотеатров должны сократиться -- ведь цифровые копии фильмов значительно дешевле. «Фильмокопии IMAX -- одна из самых больших расходных статей в наших кинотеатрах», -- признают в IMAX. Стоимость тиражирования пленки для 2D-формата обходится кинотеатру в 20 тыс. долл., а 3D-формата -- в 35--40 тыс. Переход на цифровой формат, кроме того, разнообразит репертуар. К традиционным для IMAX образовательным фильмам (космос, подводный мир и т.п.) и голливудским блокбастерам прибавится, например, чемпионат мира по футболу.
Канадская компания IMAX -- крупнейший в мире производитель оборудования для показа фильмов с трехмерным изображением. Экран IMAX -- 15 м в ширину, залы имеют форму амфитеатра. Сегодня у IMAX шесть представительств: в Германии, Китае, Канаде, Индии и два в США -- в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. По данным Hoover's, оборот компании IMAX в 2006 году составил 131,8 млн долл., выручка от проката фильмов в кинотеатрах IMAX в России ежегодно приносит компании около 3 млн долларов.
Татьяна СОЛНЦЕВА