Неожиданно напряженной вышла вчера встреча московских чиновников с представителями национальных диаспор, которым власти явно намеревались разъяснить, кого из кандидатов в президенты России должны поддержать этнические общины. Агитации не вышло -- вместо этого заместителю мэра Валерию Виноградову, главе столичного ГУВД Владимиру Пронину и руководителю комитета межрегиональных связей и национальной политики Алексею Александрову пришлось выслушивать обвинения
в неспособности остановить рост преступлений, совершенных на национальной почве. Обычно весьма учтивые лидеры национальных общественных организаций и национально-культурных автономий не скрывали своего негодования по поводу очередного дерзкого преступления, совершенного в столице в минувшие выходные, --
нападения на выходца из Киргизии. Это далеко не первое убийство на этнической почве буквально всколыхнуло диаспоры -- жалобы на другие проблемы отошли на второй план.
Представители азербайджанской диаспоры заявили, что слова московских властей расходятся с делом, а красивые протоколы, отчеты и доклады имеют слишком низкий коэффициент полезного действия. «Мы собрались не дифирамбы петь в адрес правительства Москвы, -- предупредил коллег председатель общества азербайджанской культуры «Очаг» Тофик Меликов. -- Нужно говорить о том, что нас волнует, а именно -- что лучшая часть национальной элиты уже покидает Москву из-за страха и неудобств».
Президент национально-культурной автономии азербайджанцев России «АЗЕРОСС» Союн Садыков подчеркнул, что нападки националистов, не контролируемые российскими правоохранительными органами, чреваты в том числе и изменением отношения к русским на территории бывших союзных республик. По его словам, в «АЗЕРОСС» уже пришло обращение граждан Киргизии и Таджикистана с угрозой перейти к ответным действиям в отношении россиян на территории этих республик, если не прекратятся убийства их соотечественников в России.
В беседе с журналистами г-н Садыков уверял, что только в прошлом году в Азербайджан «пришло 50 гробов с погибшими в России от рук националистов, в Грузию -- около 30, и более 100 в такие республики как Узбекистан и Таджикистан». «Накануне выборов ситуация будет явно обостряться теми, кто использует национальные конфликты для получения политических дивидендов», -- считает г-н Садыков.
Представители диаспор уверены, что правоохранительные органы, столь подозрительные к нацменьшинствам, слишком лояльно относятся к националистам,
и склонны видеть в нападениях на граждан бывшего СССР только хулиганство. Суды, по их мнению, своей мягкостью также потворствуют криминалу на этнической почве, создавая иллюзию безнаказанности убийства «некоренных» жителей столицы.
О том, что «неприемлемо убийц называть просто хулиганами», заявила и руководитель таджикского культурного центра Хуршеда Хамракулова. Впрочем, представительница Таджикистана, соотечественники которой чаще всего становятся жертвами нападений националистов, была настроена куда миролюбивей коллег и призывала их «проводить больше национальных праздников, демонстрировать многоцветие национальных культур». Главной ее претензией к столичным властям оказалось то, что лозунги о поддержке многонационального единства в городе не соответствуют реальности: этническим сообществам ежегодно урезают площадки для праздников и повышают арендную плату за муниципальные помещения.
Впрочем, эти материально-бытовые претензии к властям вызвали и самокритику в рядах представителей национальных диаспор. Так, президент конгресса национальных объединений России Владимир Хомерики заявил, что зачастую подобные организации не чувствуют пульса времени и занимаются совершенно не теми вопросами, которыми надо было бы. «Некоторые слишком увлекаются поддержкой национальных традиций и совершенно не занимаются интеграцией мигрантов в российское общество», -- пояснил он «Времени новостей».
Обвинения в адрес милиции руководитель ГУВД Москвы Владимир Пронин постарался парировать статистикой. Причем той, которая относилась к правонарушениям, совершаемым самими мигрантами. По его данным, если в отношении граждан стран ближнего зарубежья в России в 2007 году совершено около 5 тысяч преступления, то сами они нарушили закон более 14 тысяч раз. Явно не ожидавший жесткой критики заместитель мэра Валерий Виноградов, ведающий в правительстве города вопросами межрегионального сотрудничества, оправдывался довольно вяло. Он уверял, что «успокоенности и легкого отношения» к выходкам националистов у городских властей нет. И явно выполняя первоначальную установку, призывал сообща выяснять не только межнациональные отношения, но и демонстрировать гражданскую позицию -- «провести в национальных диаспорах работу и призвать прийти на выборы».