Время новостей
     N°26, 19 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2008
Маловато будет
«Роснефть» забросала исками структуры РАО «ЕЭС»
«Роснефть» и РАО «ЕЭС России» вступили в конфликт -- почти в такой же, что и несколько лет назад ЮКОС. Речь идет о том, что нефтяная компания намерена в Томске и на Кубани опротестовать расчленение региональных энергокомпаний на генерирующую, сетевую и сбытовую составляющие. Для этого она подала в арбитражный суд Москвы четыре иска -- три по томским энергоактивам и один по кубанским. Член правления РАО «ЕЭС», которое пока контролирует томскую энергетику и кубанские энергосети, Владимир Аветисян в разговоре с «Временем новостей» вчера выразил недоумение позицией нефтяной компании -- ведь раньше она не высказывала никаких претензий к реформированию отрасли. В «Роснефти», в свою очередь, не сообщая деталей, указывают, что были нарушены права ее «дочки» «Нефть-Актив», которая купила акции энергокомпаний на аукционах по продаже имущества ЮКОСа, а потому будут добиваться восстановления этих прав.

Эксперты энергорынка предполагают, что таким экстравагантным способом «Роснефть» желает увеличить цену доставшихся ей энергоактивов, ведь блокирующие пакеты вертикально-интегрированных компаний могут стоить дороже, чем неблокирующие, пусть и в более крупных структурах. Если ей это удастся, то в случае продажи она может выручить больше средств.

Деньги же «Роснефти» нужны для частичного погашения многомиллиардных долгов, от которых компания никак не может оправиться после покупки ЮКОСа. А перед компанией стоят амбициозные планы по разработке месторождений Восточной Сибири. Эту работу нужно форсировать в связи с тем, что срок строительства нефтепровода оттуда к Тихому океану вполне может остаться прежним -- то есть не будет перенесен, как того требуют «Транснефть» и отдельные чиновники, которых традиционно причисляют к соратникам главы совета директоров «Роснефти», замруководителя кремлевской администрации Игоря Сечина.

«Роснефть», как говорит источник, близкий к компании, оспаривает присоединение генерирующих активов «Томскэнерго» (в которой ей принадлежал блокпакет акций) к ТГК-11, в результате чего доля «дочки» «Роснефти» «Нефть-Актива» составила всего чуть более 5%, произошедшее до этого выделение из «Томскэнерго» Томских распределительных сетей, а также Кубанских распредсетей из «Кубаньэнерго». Подробности еще одного иска, касающегося томской энергетики, источнику не известны. Официально в «Роснефти» деталей претензий не сообщают и лишь указывают, что права «Нефть-Актива» были нарушены.

В ТГК-11 утверждают, что «дочка» «Роснефти» не участвовала во внеочередном собрании акционеров «Томскэнерго» в августе прошлого года, хотя и была уведомлена о нем, но, несмотря на это, кворум на нем имелся (53%) и решение о присоединении было принято в соответствии с законодательством об акционерных обществах. Как сообщил «Времени новостей» высокопоставленный представитель РАО, новый собственник участвовал в обсуждении проблем ТГК и никогда не высказывался против присоединения «Томскэнерго» к ТГК-11. Однако в исковом заявлении, которое ТГК получила из суда, по его словам, «Нефть-Актив» указывает, что не был надлежащим образом уведомлен о проведении внеочередного собрания акционеров «Томскэнерго» и не получил бюллетени для голосования. Г-н Аветисян, в свою очередь, заявил «Времени новостей», что все без исключения акционеры ТГК-11 были уведомлены о собрании в утвержденном законодательством порядке и абсолютно все получили бюллетени. При этом источник, близкий к «Роснефти», утверждает, что, действительно, все документы были получены. Смысл подачи иска при этом ему неизвестен.

РАО «ЕЭС России» обеспокоилось этими исками потому, что теоретически может быть наложен запрет на изменение структуры собственности ТГК-11, и тогда энергохолдинг не сможет привлечь инвесторов в эту компанию (продажа части акций компании и размещение допэмиссии акций в размере около 35% от уставного капитала запланированы на середину марта) и выполнить инвестпрограмму. Владимир Аветисян заявил «Времени новостей», что в этой связи его больше всего беспокоит строительство новых энергоблоков на томских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-6, так как они должны обеспечивать энергией жилые кварталы, стоящиеся в рамках нацпроекта «Доступное жилье». А кубанские энергосети, разумеется, влияют на энергоснабжение олимпийского Сочи. При этом он сообщил, что «Роснефть» никогда не вела переговоров о покупке акций ТГК-11.

ТГК-11 создана на базе генерирующих активов, расположенных в Томской и Омской областях. Процессу создания компании долгое время мешала позиция ЮКОСа, который считал, что блокпакет в «Томскэнерго», принадлежащий ему, стоит дороже, чем доля в ТГК, так как включает в себя некую премию за статус блокпакета. Аналогичную позицию затем занял и конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун -- ему нужно было как можно дороже продать активы банкрота. Похожая позиция была и по активам «Кубаньэнерго». Однако краснодарскую генерацию в итоге купил ЛУКОЙЛ, который пошел на сделку с РАО и сумел нарастить свою долю в ТГК-8 до контрольной (вчера эта сделка была завершена).

После того как дело ЮКОСа в прошлом году было закрыто, говорят источники на энергорынке, из Кремля поступило указание не мешать электроэнергетической реформе. Да и «Роснефти» тогда было не до электроэнергетики. Но сейчас нефтяной компании срочно нужны деньги. Занимать на международном рынке в условиях кризиса ликвидности стало невероятно дорого. А потому, считают эксперты, компания решила как можно дороже продать непрофильные активы -- и прежде всего электроэнергетические. Покупателем же может выступить в Томске, например, «Газпром нефть», купившая недавно половину «Томскнефти», или СУЭК, который является блокирующим акционером ТГК-11 и имеет угольные интересы в регионе, а на Кубани -- структуры ЛУКОЙЛа.

Впрочем, специалисты по корпоративному праву утверждают, что «Роснефти» будет весьма нелегко развернуть электроэнергетические слияния и расчленения. Доказать свою правоту и выиграть суд, при условии, что озвученная информация является полной, шансов у нее весьма и весьма мало. «Компания, конечно, может сказать, что она не получила уведомления, -- говорит юрист крупной нефтяной компании, -- однако для того, чтобы это стало основанием для наложения каких-либо ограничений по акциям или для отмены решений собрания акционеров, нужно, чтобы был доказан сговор почты и отправителя. Очевидно, что сделать это практически невозможно. Да и суд вряд ли пойдет навстречу просто желанию (даже такой компании, как «Роснефть») наложить какой-либо арест -- способствовать рейдерству в России уже не принято».

Впрочем, нельзя исключать, что требование «Роснефти» отменить решение собрания акционеров «Томскэнерго» вызвано желанием отсрочить продажу акций ТГК-11 и размещение допэмиссии, чтобы потом -- когда у нефтяной компании, может быть, финансовое положение слегка улучшится, -- поучаствовать в торгах. Впрочем, г-н Аветисян с этой версией не согласен: «У «Роснефти» есть деньги, чтобы участвовать в торгах по акциям ТГК-11 уже сейчас», -- считает он.

Представители СУЭК и ЛУКОЙЛа предпочли не комментировать ситуацию. В «Газпром нефти» не применительно к ситуации лишь сообщили, что компания в принципе интересуется электроэнергетическими активами, расположенными в регионах ее нефтедобычи.

Николай ГОРЕЛОВ