В Москве находятся президенты Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, которые проводят интенсивные переговоры с российским руководством в связи с ситуацией в Косово. Вчера они заявили, что до конца февраля подготовят новое обращение своих парламентов к международному сообществу и особенно к России о признании независимости своих республик. Грузинский президент Михаил Саакашвили тут же назвал это "провокацией", на которую "даст действенный ответ".
Лидеры Сухуми и Цхинвали утверждают, что имеют больше прав на независимость, чем Косово. Министр иностранных дел Южной Осетии Мурад ДЖИОЕВ рассказал спецкору «Времени новостей» Михаилу ВИГНАНСКОМУ, на что рассчитывают непризнанные республики.--
С каким настроением вы встретили провозглашение независимости Косово?-- Мы в Цхинвали давно говорили, что Косово -- это Косово. То есть мы в своем стремлении к независимости на решение этого вопроса не ориентировались. И мы, и Абхазия имеем больше политико-правовых, исторических оснований претендовать на независимость. А разговор об уникальности Косово -- это пример двойных стандартов в подходах международного сообщества.
-- То есть Косово не будет уникальным случаем?-- Это прецедентное явление для непризнанных государств. Сейчас мы активизируем наши усилия, мы добьемся, чтобы и нас признали.
-- А что может стоять за заявлением МИД России о планах «скорректировать» политику по отношению к Южной Осетии и Абхазии?-- Каких-то резкостей от России не следует ожидать, но понятно, что Россия будет действовать с учетом косовского вопроса.
-- Через год Россия завершит начатое осенью 2006 года строительство газопровода в Южную Осетию из Северной Осетии. Это уже признак «корректировки»?-- Это экономическая поддержка граждан России в Южной Осетии. А их у нас 95% от общей численности в более чем 80 тыс. Сейчас мы получаем российский газ через Грузию, а она продает по очень завышенной цене. Напрямую газ нам будет поставляться дешевле.
-- Осетия вошла в Российскую империю в 1774 году. В Цхинвали говорят, что нет документов о выходе Осетии из империи, то есть намекают на вхождение Южной Осетии в Российскую Федерацию. Так чего же вы добиваетесь? Независимости? Вступления в Россию?-- В 1990 году мы провозгласили независимость (до этого в составе Грузинской ССР существовала Южно-Осетинская автономная область. --
Ред.). Мы ставим вопрос о международном признании нашей республики. У нас есть все государственные институты. Что будет потом -- жизнь покажет. Конечно, мы за расширение связей с Россией. За отношения со странами СНГ, со всем миром.
-- Южная Осетия признает независимость Косово?-- Мы подумаем. Пусть они к нам обратятся для начала.
-- Грузия уже не доверяет существующей 14 лет Смешанной контрольной комиссии (СКК), куда входят представители Тбилиси, Цхинвали, Владикавказа и Москвы. Грузины называют устаревшей эту комиссию, хотя ей пока подотчетны миротворцы. Как в таком случае вести переговоры?-- Вскоре мы ждем российского сопредседателя СКК, посла МИД России Юрия Попова. Ничего лучшего, чем СКК, критикуя комиссию, Грузия в то же время не предложила. А мы говорим, что это единственно оправдавший себя механизм. Если в Тбилиси за мир, то пусть покажут, что готовы работать.