|
|
N°28, 15 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агентство в положении
«Росбоеприпасы» существуют без официального статуса уже около трех лет
Российское агентство по боеприпасам потеряло лицо. Причем юридическое. В четверг на заседании правительства был запланирован доклад гендиректора «Росбоеприпасов» Зиновия Пака, который должен был представить членам кабинета проект «Положения о российском агентстве по боеприпасам» -- основного документа, регулирующего деятельность любого федерального органа. Доклад г-на Пака так и не состоялся: по сообщению департамента правительственной информации, обсуждение вопроса перенесено «на одно из последующих заседаний». Таким образом, «Росбоеприпасы» продолжили свое существование в каком-то неопределенном, «полулегальном» режиме, который и без того затянулся в этом агентстве почти на три года.
Ситуация тем более странная еще и потому, что именно через это агентство, отвечающее за выполнение программы ликвидации российских арсеналов химического оружия, должны проходить многомиллиардные потоки западной финансовой помощи, выделяемой на утилизацию оружия массового поражения. А значит, Москва кровно заинтересована, чтобы как раз в отношении этой структуры ни у кого не могло возникнуть ни малейших подозрений.
Своему появлению на свет «Росбоеприпасы», как, впрочем, и четыре остальных российских оборонных агентства, обязаны президентскому указу №651, подписанному Борисом Ельциным 25 мая 1999 года. Впрочем, в тот момент к их рождению мало кто отнесся серьезно: российский военно-промышленный комплекс уже много лет находился в процессе бесконечных малопонятных реформаций, подчиняясь то Госкомоборонпрому, то Минэкономики, то Миноборонпрому... Очередную новацию восприняли поначалу как что-то столь же временное. Тем более что само проведение очередной реформы, приведшей к появлению агентств, связывали с именем мало кому известного тогда кремлевского чиновника Владимира Путина, только-только назначенного на должность секретаря Совета безопасности РФ. Однако с президентскими указами не спорят, поэтому бюрократическая машина привычно приступила к визированию бумаг: агентствам требовались финансовые средства, штаты, помещения, жилье. И конечно же, им нужен был легитимный статус: указ №651 предписывал правительству «утвердить в 2-месячный срок положения о вновь образованных и преобразованных федеральных органах исполнительной власти».
В отведенный срок, конечно, никто так и не уложился, однако, если вспомнить о том, каков был в конце ельцинского правления уровень исполнительской дисциплины, конечный итог следует признать вполне удовлетворительным. «Росавиакосмос» завизировал в правительстве свое положение в октябре 99-го, в декабре были утверждены все бумаги у агентства по системам управления и «Россудостроения», а еще через месяц завершило все формальности и агентство по обычным вооружениям. Впрочем, руководство оборонных агентств не скрывало, что само заинтересовано в визировании этих документов. Ведь «Положение» -- это документ не только фиксирующий обязанности, но и права конкретного органа. Стандартный пункт такого рода документов -- «российское агентство ... является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте)» -- дорогого стоит.
Таинственную «медлительность» «Росбоеприпасов» в кулуарных беседах информированные военно-промышленные источники газеты «Время новостей» объясняли тем, что Зиновий Пак «надеялся в конечном итоге «прописать под себя» не одно агентство, а более серьезную структуру». Определенные основания для подобных надежд у г-на Пака действительно имелись: в свое время ему довелось поруководить всей российской оборонкой -- сначала в качестве председателя Госкомоборонпрома, а затем и «полновесного» министра оборонной промышленности в правительстве Черномырдина. Однако, после того как стало очевидно, что существование федеральных агентств -- это «всерьез и надолго», отсутствие у одного из них нормального статуса превратилось в серьезный тормоз. Правда, для того, чтобы снять опасения западных партнеров России, выделяющих деньги на ее химическое разоружение (общая стоимость программы оценивается примерно в 5 млрд долларов), правительство утвердило в 2001 году «Положение о федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при российском агентстве по боеприпасам». Тем не менее поскольку управление существует при «Росбоеприпасах», а само агентство так до сих пор и не определилось со своими «правами и обязанностями», ситуация остается весьма пикантной.
Юрий ГОЛОТЮК