|
|
N°28, 15 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гражданскому обществу -- гражданскую службу
Правительство позаботилось о пацифистах
Будущее альтернативной гражданской службы в России, кажется, определилось. Вчера правительство единогласно одобрило новый законопроект, доложенный министром труда и социальной политики Александром Починком. Доказав призывным комиссиям основательность своих убеждений, мешающих встать в строй, альтернативщики отслужат на гражданке четыре года (три года уготовано тем, кто будет служить вместе с военными, но на гражданских должностях). При этом территориальный принцип такой службы (ближе к дому) будет совмещаться с экстерриториальным (куда пошлют).
Этот проект -- результат процедуры согласования, начавшейся после того, как кабинет отверг вариант Генерального штаба. По мнению военных, альтернативная служба обязательно должна быть по тяготам и лишениям сопоставима со службой общевойсковой. При этом четырехгодичный срок генералы обосновывали арифметически: солдат, мол, служит 16 часов в сутки, в остальное время он спит. Альтернативная служба идет по КЗоТ, то есть рабочий день не превышает 8 часов. Следовательно, проходящий такую службу ежедневно отдает отечеству вдвое меньше сил, а потому и домой должен вернуться позже. К тому же «генштабовский» вариант предполагал, что альтернативщики -- при необходимости -- будут жить прямо в частях, возможно, даже в одних помещениях с солдатами, и лишатся права на учебу. Военные, в общем, и не скрывали, что написали проект, желая отвратить молодых людей от самой идеи альтернативной службы.
Правительство тогда пришло к выводу, что Генштаб перегнул палку: даже «силовой» Сергей Шойгу сказал, что вместо АГС военные предлагают «концлагеря» (возможно, под впечатлением того, что глава Генштаба г-н Квашнин местом альтернативной службы почему-то упорно называл лесоповал). По поручению Михаила Касьянова «гражданские» министры подкорректировали военных: на совещаниях у вице-премьеров Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко проект был доработан с участием депутатов. В результате альтернативщикам разрешили учиться на вечерних и заочных отделениях, а для доказательства убеждений молодым людям не придется нести справки из церкви или от духовного наставника. При этом за организацию АГС будут отвечать не военные, а Минтруда.
Хотя по большому счету главный спор -- о сроке и месте службы -- пока кончился ничем: четыре года остались, а места прохождения службы обещают определить позже, специальными постановлениями.
Тем не менее вице-премьер Валентина Матвиенко, судя по всему, компромиссом довольна: по ее словам, теперь появится кадровый резерв для сфер, в которых наблюдается их острый дефицит: пожарных служб, органов социальной защиты, приютов и домов престарелых. Заодно г-жа Матвиенко высказалась по поводу тех молодых людей, которые уже проходят АГС в одной из нижегородских больниц «Скорой помощи»: «Было неправильно проводить этот эксперимент вне рамок закона, но сами ребята ни в чем не виноваты». По мнению вице-премьера, нижегородский областной суд, который сейчас рассматривает вопрос о законности эксперимента, должен «вынести единственно правильное решение». Михаил Касьянов в свою очередь напомнил вчера министрам, что после ноябрьского Гражданского форума власть обязана работать в режиме диалога с обществом. Вероятно, компромиссный вариант закона об АГС видится премьеру примером такого сотрудничества.
Противники законопроекта из числа правозащитников и депутатов Госдумы в этом не уверены: они считают, что идеи Генштаба сохранились и в нынешнем документе, и обещают серьезную борьбу вокруг сроков АГС и доказательств пацифистских убеждений во время прохождения проекта в Думе. По мнению депутата от СПС Александра Баранникова, порядок отбора кандидатов на АГС может быть только заявительным, а удвоенный срок службы приемлем только в том случае, если сама общевойсковая служба сократится до полугода. Дискуссии в Думе начнутся уже совсем скоро, правда, вводить закон в действие предполагается не раньше 2004 года.
Не хочешь служить -- спроси меня как
В Германии, где альтернативная служба весьма популярна, отказ от службы военной представляет собой несложную процедуру. «Отказник» не позже чем за 14 дней до начала призыва в бундесвер должен послать в военкомат три документа: автобиографию, обоснование отказа и полицейское свидетельство, где содержатся сведения о судимостях и уголовных делах. Признание «отказника» в подавляющем большинстве случаев производится заочно, т.е. в ответ на поданное заявление приходит письменное согласие или, что крайне редко, -- отказ, который можно обжаловать.
В любом книжном магазине можно приобрести пособие по отказу от военной службы, действуют десятки консультационных пунктов, где вам помогут составить личное обоснование отказа от службы. В нем необходимо убедительно преподнести, каким образом родилось и окрепло это «решение совести». При составлении отказа особо рекомендуют обращать внимание на следующее. Воспитание и семья (отдельные судьбы членов семьи), фронтовые воспоминания в семье (предки воевали в вермахте). Рассказы о войне в школе, которые оставили неизгладимый след в душе. Негативный военный опыт друзей, личные переживания, посещение мест военных захоронений и мемориалов. Впечатления, оставленные фильмами на военную тему, выставками и т.п. Кроме того, вы должны описать свои представления о системах ценностей для вашей личности -- моральных, этических, религиозных.
Очень хороши, уверены консультанты, вплетенные в обоснование отказа христианские убеждения, основанные, например, на заповеди «Не убий!». Или заповеди о возлюблении врага своего. Среди этических основ личности можно назвать моральное отвращение, которое вызывает в тебе насилие или месть насилием (то и другое стало весьма актуальным после 11 сентября). Чтобы не быть голословным, можно привести пословицу, служившую тебе все жизнь путеводной звездой: «То, что ты не желаешь себе, не делай другим». Все это должно подводить к логическому итогу «решения совести», которая на основании вышеизложенного «принципиально не позволяет» убивать людей по военному приказу или распоряжению. Перед отправлением в военкомат отказ рекомендуется показать специалисту, чтобы он придал ему окончательный лоск. Юрий ШПАКОВ, Берлин
Иван СУХОВ