Аппаратное
противостояние президента и премьер-министра Украины по вопросу о ведении газовых переговоров с Россией продолжается. Виктор Ющенко, который сумел в январе добиться отмены первого запланированного визита Юлии Тимошенко в Москву, а на прошлой неделе сам в Кремле решал газовые проблемы Украины, явно не желает упускать инициативу из своих рук. Как пишет интернет-издание «Украинская правда», в пятницу глава секретариата президента Виктор Балога направил письмо премьеру, в котором просит ее отменить визит в Москву, назначенный на 21 февраля, в связи с тем, что там будет президент. «Несмотря на то что саммит лидеров СНГ в Москве состоится 22 февраля, Ющенко принял решение поехать в Россию 21 февраля, то есть в тот день, когда должен состояться визит Тимошенко», -- сказал собеседник издания.
Официального подтверждения этой информации пока нет. Источник «Времени новостей» в Белом доме сообщил, что встреча премьер-министров России и Украины стоит в графике на четверг, но украинская сторона пока не определилась со временем визита. Причины возможного приезда украинского президента в Москву на день раньше не афишируются. Но известно, что именно на этой неделе должен пройти важный раунд переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом» по реализации договоренностей, которые были достигнуты между Путиным и Ющенко на их встрече в Кремле 12 февраля. И, вероятно, президент Украины хочет быть ближе к месту событий, чем политически активный премьер.
В конце 90-х Юлия Тимошенко, занимавшаяся трейдингом голубого топлива, снискала себе прозвище «газовой принцессы». И уже в этом качестве получила пост вице-премьера по ТЭК в правительстве Виктора Ющенко (при президенте Леониде Кучме). Теперь г-н Ющенко старается не дать партнеру по коалиции вмешаться в переговорный процесс и заработать дополнительные политические очки. Ведь через полтора года именно она будет главным претендентом на его президентское кресло. А газовые «очки» украинским политикам зарабатывать придется. Переговорная позиция «Газпрома» в рамках договоренностей президентов двух стран резко ужесточилась. И тот, кто из киевских гостей сумеет в Москве добиться уступок, очевидно, получит дополнительные дивиденды в глазах будущих избирателей.
Владимир Путин и Виктор Ющенко обсуждали в Москве двустороннее сотрудничество и проблему газовых взаимоотношений, которые в начале февраля дошли до очередных обещаний «Газпрома» сократить поставки на Украину. Результатом той встречи стала договоренность о погашении долгов «Нафтогаза» за уже поставленное топливо и корректировка схемы поставок газа. Российская сторона согласилась пожертвовать украинскими партнерами по RosUkrEnergo и создать новые совместные предприятия с «Нафтогазом» по поставкам среднеазиатского газа и распределению топлива на территории Украины.
Украина потребляет в год около 75 млрд кубометров газа. Из них около 20 млрд кубометров добывается внутри страны и идет для обеспечения нужд населения, еще 55 млрд кубометров страна вынуждена импортировать. В начале 2006 года после "газовой войны" между Москвой и Киевом было подписано соглашение, которое установило действующую схему поставок импортного газа. Закупаемый в Средней Азии газ «Газпром» продает швейцарскому трейдеру RosUkrEnergo (50% принадлежит «Газпрому», 50% украинским предпринимателям Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину), тот транспортирует его до границы Украины и продает с минимальной рентабельностью. При этом RUE получил возможность реализовывать часть газа потребителям в Венгрии, Польше и самому «Газпромэкспорту» для поставок в Германии. Это позволило RUE заработать 780 млн долл. чистой прибыли в 2006 году (данных за прошлый год еще нет).
С учетом действующих закупочных цен в Средней Азии, ставок на транзит и стоимости газа на границе Украины (179,5 долл.) RUE могло рассчитывать, что чистая маржа только от поставок на украинский рынок 55 млрд кубометров среднеазиатского газа превысит 550 млн долл. Для сравнения -- в 2007 году она была не больше 200--250 млн долл. Если совместное предприятие между «Газпромом» и «Нафтогазом» будет создано, как планируется, к 1 апреля, то оно может рассчитывать на получение примерно 400 млн долларов.
И цена участия «Нафтогаза» в этой прибыли -- половина оптового рынка Украины. «Газпром» предложил передать второму СП, которое будет создано для продажи импортного газа в стране вместо «Укргазэнерго», еще и право продавать 20 млрд кубометров украинской добычи. Особого экономического смысла для российского концерна в этом пока нет, поскольку газ продается населению по льготным ценам (и в предвыборный год никто их всерьез повышать не будет). Однако с учетом неизбежного роста цен в среднесрочной перспективе такой механизм должен упрочить положение «Газпрома» на рынке конечного потребления.
Особых возражений с украинской стороны на это предложение не последовало, утверждает источник, знакомый с переговорами. «Газпром» и «Нафтогаз» тему не комментировали. Но из Киева стали поступать намеки на необходимость наделить новое СП экспортной квотой. Первый вице-премьер правительства Александр Турчинов сообщил, что кабинет министров уже подготовил свои предложения по новой схеме обеспечения украинских потребителей природным газом, предусматривающие переход государственных «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» на прямые взаимоотношения, а также изучает соответствующие предложения российской стороны. «Вы знаете инициативу российской стороны относительно создания совместного предприятия. Этот вопрос нами также анализируется, в каком контексте это возможно для того, чтобы улучшить ситуацию, а не законсервировать ее под другим названием. Это для нас принципиально... Чтобы эта схема с участием СП была выгодна не только нашим партнерам, а и Украине, -- заявил Турчинов. -- И когда речь идет о совместном предприятии, речь не может идти о поставках газа только на внутренний рынок. Мы должны также обсуждать вопросы экспорта газа, от которого Украина тоже должна получать доход... Это нормальный, взаимовыгодный подход».
В окружении Ющенко, напротив, вернулись к политической демагогии об инвестициях Украины в нефтегазовый сектор России и возобновлении переговоров со странами Средней Азии о прямых продажах газа Киеву (а не «Газпрому», как сейчас). Такие заявления сделала близкая к президенту глава совета национальной безопасности и обороны Раиса Богатырева после прошедшего в пятницу заседания СНБО. «Украина имеет намерение и желание своими инвестициями присутствовать в нефтегазовом секторе Российской Федерации. Это для нас важные вопросы. Мы считаем, что наш потенциал способен обеспечить Украине присутствие на российском рынке, -- сказала она. -- Это, безусловно, вопрос времени и удачных переговоров». В эпоху напряженных переговоров о повышении цен на российский газ тезис об инвестициях в российский нефтегазовый сектор был одним из любимых в выступлениях президента Белоруссии Александра Лукашенко. Но никаких эмоций (как и последствий) со стороны Москвы не вызывал.