|
|
N°25, 18 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Акционерное спортивное гражданское общество
Все-таки интересно, как отреагируют болельщики «Ливерпуля» на домашнее поражение своего любимого клуба в Кубке Англии от середнячка первой (то есть, по сути, второй) английской лиги «Барнсли» --1:2. Перестанут ли наконец защищать наставника команды испанца Рафаэля Бенитеса в его конфликте с владельцами клуба, американскими миллиардерами Томом Хиксом и Джорджем Джиллеттом? Оставят ли в силе просьбу ко всем болельщикам мерсисайдцев по всему миру собрать 960, кажется, миллионов долларов и выкупить клуб? Решатся ли сами Хикс с Джиллеттом уволить тренера, который уже однажды выиграл с клубом Лигу чемпионов, но никак не может вернуть команду хотя бы в призеры чемпионата Англии? Или все-таки найдут покупателя и избавятся от проблем с непокорным тренером, постоянно требующим покупки новых и новых игроков, с болельщиками, которым упорно нравится этот тренер, а хозяева, которые за все платят, категорически не нравятся?
Вообще спортивный бизнес, особенно владение клубами с историей, традициями и мощным фанатским движением, -- очень деликатная тема. Это вам не покупка пивоварни или нефтяной компании. Даже кадровые проблемы приходится решать иначе, чем в обычном бизнесе.
Вот, например, неожиданно намечается если не конфликт, то, по крайней мере, некая борьба за президента чемпиона России по футболу питерского «Зенита» Сергея Фурсенко. «Газпром», который заставили купить «Зенит» и который поставил на клуб г-на Фурсенко, хочет, чтобы тот и далее возглавлял клубное хозяйство. А тут личный друг Путина г-н Ковальчук создает на базе двух общенациональных телеканалов -- ТРК «Петербург» и РЕН ТВ новый холдинг «Национальная медиагруппа», генеральным директором которого рекомендован как раз Сергей Фурсенко. Понятно, что непосредственно руководить одновременно телевизионным холдингом и футбольным клубом невозможно -- так что либо «Газпрому», либо другу Путина придется искать другого кадра. Правда, едва ли фанаты «Зенита» будут устраивать массовые акции в поддержку президента клуба -- в любом случае это вопрос кулуарных переговоров людей, фактически управляющих Россией
Еще один деликатный момент в отношениях владельцев клубов и болельщиков (как представителей гражданского общества, которых лучше не обижать) -- подбор собственно спортивного руководства команд. Конечно, любой хозяин бизнеса хочет нанять такого управляющего, который, с одной стороны, давал бы результат, а с другой -- был бы удобен самому хозяину. Беда в том, что первое со вторым не всегда совпадает. Тем более что само понятие «результат» для болельщиков и владельцев команды зачастую очень разнится.
В частности, при прежнем президенте мадридского «Реала» Флорентино Пересе клуб начал зарабатывать бешеные деньги (в том числе за счет утомительных для футболистов рекламных предсезонных турне в Азию), а титулы выигрывать перестал. С позиций бизнеса Перес был прекрасным президентом, с позиций болельщиков -- ужасным. И Пересу пришлось уйти. Если же человек не просто возглавляет клуб с именем, но еще и владеет им, приходится очень точно подбирать ключевые фигуры персонала: тренер может быть неудобным и колючим, но талантливым, а личная дружба владельца с гендиректором не всегда означает, что этот гендиректор способен качественно исполнять свои обязанности.
В истории футбола обычно остаются великие тренеры и великие игроки, но практически нет «великих владельцев» и «великих президентов». Между тем кандидаты на попадание в эти новые скрижали выдающихся организаторов футбольного хозяйства уже есть: от всем известного Сильвио Берлускони, чье владение «Миланом», несомненно, стало самым значительным и позитивным делом в жизни этого энергичного и разностороннего человека, до президента только что приезжавшего к нам в Питер на матч Кубка УЕФА испанского «Вильярреала» Фернандо Роига, который за очень небольшие деньги в очень небольшом городе планомерно строит очень симпатичную команду, уже выходящую на мировой уровень.
А о том, что примирение между владельцами клубов, тренерами и болельщиками возможно, свидетельствует пример еще одного великого клуба -- «Манчестер Юнайтед». Когда его купил американский миллиардер Малкольм Глейзер, чуть ли не полгода на «Олд Траффорд» болельщики исправно вывешивали баннер «Сдохни, сдохни, Глейзер!» Но как только убедились, что их любимец сэр Алекс Фергюссон остается на тренерском мостике, новые игроки покупаются, а команда вновь стала способна выигрывать национальный чемпионат, претензии к «заморским» хозяевам клуба сошли на нет.
Семен Новопрудский