|
|
N°25, 18 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ожидаемый сюрприз
Берлинале гнет свою линию
В субботу завершился 58-й Берлинский кинофестиваль. «Золотой медведь» достался бразильскому режиссеру Жозе Падильо за «Элитный отряд». Эту картину называют драмой, хотя не менее уместно определение «боевик» и даже «компьютерная игра». Во всяком случае, погони элитных полицейских за наркоторговцами в трущобных лабиринтах Рио-де-Жанейро по динамике и задачам («мочи все, что шевелится») удивительно напоминают компьютерную стрелялку с отличной трехмерной графикой. Адреналин, гора трупов и глубокое отчаяние -- оттого, что ничего нельзя изменить в насквозь коррумпированной стране, -- такова формула успеха бразильского дебютанта.
Фильм о командире элитного отряда капитане Насцименто, который подыскивает себе преемника (у него скоро родится ребенок, и хорошо бы не сирота), а пока суд да дело, зачищает бразильскую столицу в преддверии визита Папы Римского, уже успел стать феноменом у себя на родине. Я имею в виду не только зрительский успех, но и яростные дебаты о коррупции. Пиратскую копию фильма, украденную на фирме по изготовлению субтитров, еще до выхода картины в прокат посмотрели 3 млн человек. Можно подумать, что именно обида на титровальщиков помешала авторам и организаторам нормально показать фильм на Берлинале. На пресс-показе английских субтитров на копии не было, из-за чего большинство критиков просто отмахнулось от двухчасового полотна с непрерывным закадровым текстом.
Победу «Элитного отряда» можно назвать случайностью, но случайности подобного рода происходят в Берлине регулярно. Несколько лет назад главный приз также неожиданно получила остросоциальная, снятая в манере документального репортажа драма Пола Гринграсса «Кровавое воскресенье». Сегодня английский режиссер стал одним из самых успешных в Голливуде авторов боевиков и триллеров нового поколения («Превосходство Борна», «Ультиматум Борна»). Так что в интуиции Берлину не откажешь. И нет никаких сомнений, что нынешний приз не последняя награда Жозе Падильо.
Фавориты, которыми в этом году были «Нефть» («Прольется кровь») Пола Томаса Андерсона и «Без печали» Майка Ли, довольствовались «Серебряными медведями». Член жюри Александр Роднянский вручил Андерсону призы за режиссуру и за «выдающийся художественный вклад» (имелась в виду музыка Джонни Гринвуда). Приз за лучшую женскую роль получила Салли Хокинс, совершенно справедливо посвятившая его своему режиссеру Майку Ли. Лучшим актером назван иранец Реза Наджи из «Воробьиной песни» Маджида Маджиди. Приз за сценарий получил из рук Дианы Крюгер китаец Ван Сяошуай («Мы верим в любовь»). А второй по значению приз жюри достался «Стандартной оперативной процедуре» американского документалиста Эррола Морриса, рассказавшего о пытках над заключенными в иранской тюрьме «Абу-Грейб».
В целом жюри во главе с режиссером Коста-Гаврасом, как кажется, приняло одно из самых взвешенных и справедливых решений за последние фестивальные годы. В финальном раскладе не хватало только одного фильма -- «Кабей, наша мать» 76-летнего японского режиссера Йодзи Ямады («Сумеречный самурай», «Скрытый клинок»). Эта история семьи, оставшейся в годы второй мировой без отца, арестованного за либеральные взгляды, снята с такой тонкостью, деликатностью и душевным благородством, какие найдешь разве что у раннего Франсуа Трюффо или у соотечественника Ямады Ясудзиро Одзу. Но в том-то и состоит парадокс современного кинопроцесса, что если сегодня на международном фестивале появится новый Одзу, его скорее всего просто не заметят, предпочтя более громкие и эффектные ленты.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин