|
|
N°25, 18 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Да, мы можем!»
Владимир Путин провел последнюю в качестве главы государства пресс-конференцию с российскими и иностранными журналистами. Выяснилось, что президент в целом доволен собой и собирается поработать премьером столько же, сколько Дмитрий Медведев будет президентом. Если народ позволит, конечно, оговорился он. Зарубежные СМИ, регулярно и с интересом посещающие подобные мероприятия, сделали из этих слов вывод, что г-н Путин продолжит управлять страной из-за спины следующего президента. Западные издания смущает, правда, будущее двоевластие в России. Газетные аналитики предупреждают, что популярность Владимира Путина, его статус и опыт спровоцируют трения между премьером и новым президентом. Они полагают, что Путин вряд ли станет относиться к Медведеву как к начальнику -- примеров, когда лидер ушел бы под начало бывшего подчиненного, в новейшей российской истории пока не было. Впрочем, гораздо больше иностранцев испугали внешнеполитические шутки российского президента. Американские журналисты решили, что он язвительно высказался о своих критиках на международной арене и бросил вызов Вашингтону, отказавшись взять назад угрозу нацелить стратегические ракеты на Чехию, Польшу и Украину. Итальянцы решили, что "царь Путин угрожает Косово и НАТО", а еще международники пояснили читателям фразу про shchi (щи -- популярный в России суп из капусты, пишет одна из газет).
Тем временем Государственная дума России впервые в своей недолгой истории устроила себе отпуск на две недели, а не на одну, как обычно. Две недели перед президентскими выборами -- это последний аккорд, считают депутаты. Как правило, депутаты брали дополнительную региональную неделю лишь на парламентские выборы. Но теперь они оправдали себя тем, что три кандидата в президенты были выдвинуты от думских партий, поэтому народные избранники должны агитировать за своих кандидатов в регионах в оставшиеся две недели вплоть до дня голосования. Правда, единороссы, которых в Госдуме большинство, приказа агитировать за Дмитрия Медведева не получали. Они обещают просто лишний раз поразъяснять избирателям план развития страны до 2020 года и роль в этом развитии самих единороссов. Есть подозрение, что парламентарии просто ждут, пока выберут Медведева и воплощения его «плана» в законопроектах, которые можно было бы принимать. А то сейчас депутатам даже и непонятно, что делать. Своих законопроектов у партии власти пока нет, а принимать чужие она не привыкла. Потому и повестки думских пленарок такие короткие, а заседания заканчиваются еще до обеда.
Пока новоизбранная Дума просто не знает, чем заняться, в регионах заканчивается избирательная кампания по выборам местных органов власти. Но на нее мало кто обращает внимание. Теперь по выборам в законодательные собрания не определишь будущих думских победителей, скорее наоборот. Декабрьские выборы научили региональные власти не церемониться с конкурентами. Если раньше случались кампании против конкретных партий -- «Родины» или Партии пенсионеров, то теперь во имя результата одной партии могут пострадать все остальные. Кстати, результат «Единой России» на региональных выборах 2 марта будет более «чистым» -- местная власть лишена и федерального административного ресурса, и лозунга плана Путина. А Дмитрий Медведев выглядит как кандидат совсем беспартийный, и его агитация совершенно параллельна местным выборам.
В Татарстане живо интересуются демократией по-американски. И даже, кажется, ревнуют. На прошлой неделе там заметили, что слоган кандидата в президенты США Барака Обамы очень уж похож на национальный лозунг президента Минтимера Шаймиева "Без булдырабыз!" -- "Мы можем!". Этим заверением г-н Шаймиев обращается к землякам часто и даже, кажется, считает себя автором такого удачного слогана. Кажется, этим можно было бы гордиться. Но Барак Обама своим избирателям говорит то же самое, но по-английски: Yes, we can.
Дарья Гусева, «Русский Newsweek», -- специально для «Времени новостей»