Правительство обещает обнулить налоги на образование, пенсии и медицинское страхование
На вчерашнем заседании правительства
ожидаемой налоговой сенсации в виде расшифровки планов налоговой реформы на ближайшие три года не произошло. Премьер РФ Виктор Зубков, которому осталось работать на этом посту совсем немного, лишь поручил подготовить предложения по освобождению от налогов расходов компаний и граждан на софинансирование добровольных пенсионных накоплений, а также на образование и медицинское страхование. "Прошу руководителей федеральных органов исполнительной власти подготовить собственные предложения и направить их в месячный срок в Минэкономразвития", -- сказал глава правительства. По словам премьера, подобные меры помогут в решении демографических проблем страны.
Виктор Зубков, по сути, лишь повторил
сказанное на прошлой неделе президентом Владимиром Путиным в выступлении на заседании Госсовета. Но пока это скорее риторика, чем содержательный разговор. Расходы граждан на образование и медстрахование и в действующем законодательстве подпадают под льготное налогообложение. На платное лечение и обучение действуют налоговые вычеты, которыми может воспользоваться каждый. Единственное, что можно сделать в этой сфере, это повысить «потолок» вычета с нынешних 50 тыс. руб. в год и расширить перечень расходов на медицинскую помощь, подпадающих под льготное налогообложение. Каким-либо иным образом освободить граждан от налогов на лечение и обучение невозможно просто потому, что таких налогов нет.
Идея о налоговой поддержке софинансирования добровольных пенсионных накоплений на этом фоне выглядит значительно более продуманной, хотя до реализации ей еще далеко.
Предполагается, что если работодатели будут отчислять взносы на дополнительное пенсионное обеспечение сотрудников, эти взносы будут освобождены от подоходного и единого социального налогов. Правда, на каких условиях будет вестись софинансирование, в правительстве пока не решили. Ранее речь шла о том, что на каждую 1000 руб. работника и 1000 руб. государства работодатель будет добавлять свою 1000 руб. Но у такого механизма обязательно должен быть верхний потолок софинансирования, иначе государство и любой работодатель просто разорятся.
Стимулирование работодателей на дополнительные социальные выплаты в счет работников выглядит пока диковинной технологической новацией в налоговом праве на фоне остальных проблем, с которыми сталкивается работодатель, уплачивая социальные взносы за работника. Сегодня даже четко не прописан механизм взаимодействия налоговых органов и фондов при администрировании ЕСН. «На практике налогоплательщики достаточно часто сталкиваются с тем, что одна и та же сумма фактически взыскивается дважды: такое может произойти, например, при несвоевременной уплате взносов в Пенсионный фонд и применении на эту сумму вычета по ЕСН. Тогда образовавшуюся недоимку может взыскать и фонд, и налоговая», -- пояснил "Времени новостей"
заместитель руководителя отдела налогообложения и судебной защиты аудиторской компании "Развитие бизнес-систем" Николай Чумаченко.
Еще одной болевой точкой, где необходимо вмешательство законодателей, является порядок уплаты единого социального налога в бюджет. «Сейчас налог, который в своем названии содержит слово "единый", в реальности уплачивается четырьмя отдельными платежными поручениями: в федеральный бюджет, Фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Все это влечет дополнительные затраты налогоплательщика», -- поясняет г-н Чумаченко. Причем все эти трудности напрямую сказываются на работниках, за которых перечисляются взносы. Потому что работодатели старательно минимизируют ЕСН, в том числе из-за крайне сложного механизма его уплаты.