«Газпром» и «Нафтогаз» вчера не смогли подготовить к подписанию текст соглашения, которое бы закрепило политические договоренности Владимира Путина и Виктора Ющенко по схеме поставок газа на Украину. Как сообщили в пресс-службе украинского концерна, по итогам переговоров между главами компаний Алексеем Миллером и Олегом Дубиной в Москве было принято решение о создании двух рабочих групп. Первая группа в составе «Газпрома», «Нафтогаза», RosUkrEnergo и «Укргазэнерго» должна решить вопрос с погашением задолженности Украины за импортный газ, потребленный в конце прошлого года. Вторая -- те же участники за исключением «Укргазэнерго» -- должна решить вопрос поставок газа на украинский рынок с 1 января 2008 года. В «Газпроме» ожидают, что рабочие группы выработают согласованные позиции на следующей неделе. Украинская сторона называла крайний срок -- до конца февраля.
«Нафтогаз», как и договаривались в Кремле, начал погашать долг. Вчера «Укргазэнерго» было выплачено 100 млн долл. из примерно 250 млн долл. задолженности, которая оформлена официально. Еще около 400 млн долл. «Нафтогаз» должен «Укргазэнерго» за поставленный, но не оформленный в конце прошлого года газ. Кроме того, в январе-феврале «Нафтогаз» взял без контракта еще около 3 млрд кубометров импортного газа и хочет оплатить его по цене среднеазиатского (179,5 долл. за тысячу кубометров на границе России и Украины). То есть еще примерно 0,5 млрд долл. «Газпром» утверждает, что топлива из Средней Азии не хватало, поэтому «Нафтогаз» брал еще и российский газ. И должен заплатить около 240 млн долл. за среднеазиатский газ и 535 млн долл. за российский (по состоянию на 12 февраля).
Напомним, что Путин и Ющенко договорились о выходе RUE из схемы поставок газа, но сохранении посредников, учредителями которых станут на паритетных началах «Газпром» и «Нафтогаз». В свою очередь украинская сторона гарантировала скорейшее погашение долгов за уже потребленный газ и неизменность ставки транзита российского топлива в Европу. Российская сторона оценивала долги Украины в 1,5 млрд долл., «Нафтогаз» признал, что не заплатил только чуть больше 1 млрд долларов.
Президент России Владимир Путин заявил, что не считает достигнутые на встрече с Виктором Ющенко договоренности уступками. Он напомнил, что когда-то по инициативе украинской стороны были созданы посредники (зарегистрированная в Швейцарии компания RosUkrEnergo), со стороны России «в числе учредителей этих посредников выступали «Газпром» или Газпромбанк». «То, что происходило на украинской стороне, это не наше дело. Кто там в этих посредниках, мы даже не знали, -- повторил российский президент свое знаменитое прошлогоднее заявление. -- Где-то в прошлом году начали появляться, мелькать какие-то фамилии (украинских предпринимателей Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина, которые владеют 50% в RUE). Я впервые услышал о существовании этих людей в природе, и в принципе это не наше дело, это определила украинская сторона». Теперь, по его словам, украинская сторона хочет от них избавиться. «Слава богу, на здоровье. Мы готовы создать новые предприятия с таким же нашим участием 50%. Мы не против, я не считаю, что это какие-то уступки», -- подытожил глава государства.
В секретариате Виктора Ющенко (администрации президента) полагают, что хотя формально посредники сохранятся в схеме поставок импортного газа на Украину, по сути, речь идет о переходе к прямому сотрудничеству. «Ключевая договоренность президентов Украины и РФ -- это переход на прямые отношения между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз», между двумя государственными субъектами хозяйствования. Вопрос, как они организуют эти поставки -- напрямую заключат договор между «Газпромом» и НАК или создадут совместное предприятие, в котором они будут принимать участие 50 на 50, и через это предприятие будет поставляться газ, -- это другой вопрос», -- заявил на брифинге в Киеве замглавы секретариата Александр Чалый. Если будет создано совместное предприятие с участием «Газпрома» и «Нафтогаза» на паритетных началах и через него среднеазиатский газ будет поставляться на Украину, то, по сути, оно будет аффилированным предприятием двух государственных структур, пояснил он. «То есть в этом вопросе элемент посредничества будет формальным. Это же касается реализации газа и на внутреннем рынке», -- заключил г-н Чалый.
По сути, сторонам предстоит определить условия выхода из бизнеса украинских акционеров RUE и решить, должен ли «Нафтогаз» заплатить за 1,7 млрд кубометров российского газа, который «Газпром» с 1 января 2008 года поставляет RUE для компенсации проблем со среднеазиатским газом. Просто цена этого топлива на российско-украинской границе на треть выше, чем среднеазиатского (314,7 долл. за тысячу кубометров против 179,5 долл.). Г-н Дубина еще во вторник обещал заплатить за российский газ, если «Газпром» докажет, что «Нафтогаз» потреблял его. В Киеве, разумеется, утверждают, что использовали только импортный газ среднеазиатского происхождения и брали топливо из хранилищ.
В обсуждение этой темы вчера включился российский президент лично, отметив, что поставки российского газа для восполнения «недостающей части газового сырья» для Украины были «не уступкой, а нашей доброй волей». «Мы в 2006 году подписали контракт и договорились о том, что в случае если возникнет дефицит в Средней Азии, то «Газпром» покроет этот дефицит, но по ценам на газпромовский газ. Мы так и поступили», -- напомнил он. Возникшая проблема с газовыми поставками -- «это не наша проблема, это не наша вина, мы все исполнили, пусть деньги отдадут посредникам, а посредники -- нам». Цена вопроса для «Нафтогаза» -- дополнительные 280--350 млн долл. за январь-февраль (поставки дорогого российского газа продолжаются и по итогам первых двух месяцев могут составить 2--2,5 млрд кубометров в зависимости от погодных условий), которые должны быть просубсидированы из бюджета Украины.
В то же время недопоставка газа из Средней Азии в зимние месяцы -- обычная практика. Просто в прошлые годы вопрос решался в рамках баланса поставщика в лице RosUkrEnergo. Так трейдер мог поставить более дорогой российский газ на экспорт, не получив убытки, а на украинском рынке закрыть обязательства за счет газа из ПХГ. А в теплые месяцы, когда среднеазиатские страны компенсировали сверхплановыми поставками невыполнение обязательств зимой, газ возвращал в хранилища. Сейчас, когда RUE пытаются вывести из бизнеса, российское руководство решило не мучиться со сложными схемами и получить европейскую цену с «Нафтогаза». Тем более что украинские акционеры RosUkrEnergo в рамках мирного «развода» требуют от «Газпрома» сохранить за ними экспортную квоту. И если они добьются своего, то у нового СП, которое заменит RUE в сфере поставок импортного газа на Украину, не будет возможности балансировать портфель поставок.