|
|
N°24, 15 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер легендарный шансонье Анри Сальвадор
Справедливости ради надо сказать, что чернокожий француз Анри Сальвадор не самый известный для нашей публики артист-франкофон. Шарля Азнавура знают все, Сальваторе Адамо -- тоже все. Жак Брель -- для эстетов, но имя тоже знают все. А зато Сальвадор моднее всех модных. Несколько лет назад этот человек как-то очень здорово реанимировал свою карьеру. Но об этом позже.
Анри Сальвадор родился 18 июля 1917 года в городе Кайене (Французская Гвиана). Учился во Франции. В пятидесятые записывал шлягеры (например, Le Lion est mort ce soir), успел поиграть с легендарным бельгийским цыганом Джанго Рейнхардтом. Дружил с джазовым трубачом Борисом Вианом, которого позднее узнали как писателя, автора знаменитой «Пены дней». Песни Сальвадора исполняли Марлен Дитрих (Cherche la rose), Дюк Эллингтон (Midnight Sun Will Never Set) и многие другие исторические личности. «Мой двадцатый век» -- мог бы он сказать про прошедшее столетие. С упором на притяжательное местоимение.
Стиль Сальвадора, как сказал один умный человек, -- «шлягер до рок-н-ролла». Таким его творчество было всегда. И еще оно было перенасыщено юмором. (Редкость для французского шансона, верно?) Небезызвестная зрителям юмористических передач песенка «Мана-мана» -- это, собственно, одно из творений шансонье («Но нет» -- Mais non, mais non, в оригинале).
Разменяв девятый десяток, Анри Сальвадор выпустил альбом, ставший бестселлером франкофонной поп-музыки. Потом он, правда, не поленился и перепел часть материала на английском. Это был альбом Chambre avec vue (и его международный вариант, Room With A View), выпущенный, как ни странно, американским джазовым лейблом Blue Note. Именно джаза там было маловато, зато присутствовали отличные ностальгические песни, теплый акустический звук и неожиданная свежесть. Изящный сплав шансона, босса-новы и джаза. Скупые аранжировки, но стильный, «вкусный» саунд. Масса прекрасных песен и звездных дуэтов -- Франсуаза Арди в Le Fou de la Reine. Совершенно убийственно сыграл в Un tour de manege закрученное соло на губной гармошке виртуоз Тутс Тильманс. Альбом написан командой авторов -- самим Сальвадором, Арди и их юным (тогда) коллегой Бенжаменом Бьйолэ. Это именно «шлягеры дороковой эпохи». После Chambre avec vue карьера Сальвадора оживилась (что и говорить, эти песни стала слушать даже эстетски настроенная молодежь), певец стал выпускать альбомы -- концертные и студийные, больше выступать, показываться по телевизору. Про этого артиста можно было сказать что угодно, кроме одного. Что он «старый». Какой же он старый? Просто жил долго. И плодотворно.
Александр БЕЛЯЕВ