В самом западном российском регионе участок под
особую туристско-рекреационную зону искали с начала 2007 года -- с того момента, как федеральное правительство выпустило постановление о включении Калининградской области в список наделенных таким статусом субъектов РФ. Всего их семь -- такие зоны должны быть созданы еще в Иркутской области, республиках Алтай и Бурятия, в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях. Чтобы заполучить этот статус для своих территорий, региональные элиты приложили немало усилий. Но, как показывает пример Калининградской области, этих лоббистских усилий явно мало.
Когда калининградские чиновники направляли в столицу заявку на получение статуса турзоны, «прописать»
ее предлагали на Куршской косе. Это узкая полоска суши (от 400 метров до 4 километров), омываемая с одной стороны Балтийским морем, а с другой -- водами залива. Коса разделена между Калининградской областью и Литвой, примерно по полсотни километров каждому.
Это разделение заметно не только на карте. Стоит въехать на литовскую часть Куршской косы, то сразу попадаешь в чрезвычайно ухоженную местность. Литовцы сумели, сохранив уникальную природу и куршские традиции (там, например, запрещено высотное строительство и использование материалов в стиле модерн), сделать свою часть косы очень привлекательной для туристов. Среди литовцев отдыхать в Неринге (это муниципалитет на косе, состоящий из нескольких курортных поселков) считается занятием престижным, хотя и затратным. Очень много среди туристов немцев -- как ностальгирующих, так и молодых. На литовской стороне косы ставка сделана на водный отдых (рыбалка, яхтинг) и велотуризм, тишину (шум сосен и морского прибоя успокоит любые расшатанные нервы), незатейливую, но изящную местную кухню (в ее основе рыба, от корюшки до угря).
На калининградской стороне косы всего этого нет. Там имеется лес, несколько кафе, гостевых домов и ресторанов (даже столичные туристы цены в некоторых из них считают завышенными), три поселка (жители которых уже привыкли обходиться без удобств цивилизации -- нормальной воды нет, равно как канализации, газа, телефонной связи и дорог), а также большое количество частных домов. Куршскую косу давно облюбовали местные и столичные VIP-граждане. Построить бунгало в окружении вековых сосен считается верхом роскоши среди местной элиты. Теперь, правда, делать это все сложнее: за соблюдением природоохранного законодательства стали следить с большим, чем прежде, рвением. Тем не менее Куршская коса до сих пор остается местом отдыха для избранных. Сделать ее центром притяжения обычных туристов пока не получается.
Региональное правительство намеревалось распространить статус особой турзоны на всю Куршскую косу. Там не скрывают, что делали это не только для привлечения отдыхающих. Первопричиной подачи заявки на получение особого турстатуса было именно вложение денег в инфраструктуру заповедника -- на эти цели из федерального бюджета планировалось выделить 1,5 млрд руб. «Ведь там она в принципе отсутствует. Мы хотели исправить ситуацию за счет господдержки -- ни у местного, ни у областного бюджета своих ресурсов на это нет», -- пояснила «Времени новостей» начальник отдела туризма областного правительства Марина Друтман.
Но с точкой зрения калининградского правительства не согласились. Сначала в Федеральном агентстве по особым экономическим зонам («РосОЭЗ») настаивали на том, что турзона разместится лишь возле поселка Морское (он в нескольких километрах от границы с Литвой). В лесу предполагалось поставить фешенебельный отель в форме кристалла, несколько первоклассных бунгало и элитных SPA-центров. Этот вариант предложила европейская консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consaltants, готовившая концепцию развития турзоны. За основу предполагалось взять опыт германского курорта Флезензее (он находится возле национального парка Мюритц рядом с Мекленбургским озером). Там ставка сделана на спорт (водный, наземный, командный, элитарный), релаксацию (массаж, талассотерапия, сауна и прочее) и шопинг. Однако такой вариант областные чиновники поставили под сомнение. И тогда в Москве (особо жесткую позицию заняло Министерство природных ресурсов) решили -- размещение турзоны на Куршской косе нецелесообразно вовсе.
Сейчас в регионе думают, как выйти из положения. Куда привлекать туристов, если на косу нельзя? Некоторые еще сохраняют надежду, что все удастся отыграть назад. «Я бы не стал категорично говорить, что турзоны на косе не будет. Но вынужден признать -- перспективы этого небольшие», -- заявил «Времени новостей» замначальника регионального управления «РосОЭЗ» Роман Буров. По его словам, участок под турзону предполагается подыскать где-нибудь поблизости от Куршской косы -- в лесу, не доезжая до КПП. «Сейчас прорабатывается такой вариант. Планировалось разместить турзону возле Морского, но там ничего не получается. Так что сейчас подыскиваем участок в так называемой корневой части косы -- до шлагбаума на территорию парка», -- сказал г-н Буров.
Куда именно удастся «воткнуть» участок земли, наделенный статусом турзоны, пока неизвестно. Зато уже сейчас ясно, что соседство у него будет не самое удачное -- неподалеку от КПП находится старое местное кладбище. На этом фоне слоган «Роскошь уединения», под которым поначалу предлагалось развивать турзону, приобретает несколько зловещий смысловой оттенок.
Г-н Буров не склонен считать, что кладбище отпугнет потенциальных посетителей турзоны. По его мнению, избежать непосредственного соседства с этим скорбным местом все же удастся. «Там с обеих сторон от дороги примерно по сорок гектаров земли, так что участок найти можно. Но не скажу, что поиск идет легко -- достаточно сложностей, например, по линии Министерства обороны», -- заметил он.
А глава правительственного отдела туризма г-жа Друтман дает понять, что с «выселением» турзоны с Куршской косы в ее ведомстве смирились: «Людям в первую очередь требуются комфортные условия. А где именно разместится, например, гостиница, не так важно. Посещая косу, им лишь придется чуть больше времени потратить на дорогу».