Потери экономики в связи с плохим состоянием российских автодорог превышают расходы страны на оборону. Таким сравнением первый вице-премьер Сергей Иванов проиллюстрировал вчера свою мысль
о необходимости наконец преодолеть хотя бы одну из двух традиционных бед России. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта, посвященном проблемам развития российской автодорожной сети, первый вице-премьер высказался за активное участие государства в решении этого круга вопросов. Однако заявил, что
он против создания отраслевой государственной корпорации.
Глава Федерального дорожного агентства («Росавтодора») Олег Белозеров со своей стороны высказался за управление отраслью через компанию «под жестким государственным управлением, с передачей ей функций, связанных с развитием, модернизацией и содержанием дорожной сети, с привлечением финансирования». Г-н Иванов тоже поддержал этот вариант, сказав: «Такая компания может быть акционерным обществом, для начала со 100-процентным участием государства».
Будущей компании предстоит развивать дорожную сеть в рамках обновленной федеральной целевой программы, действие которой будет продлено на пять лет по сравнению с нынешней (то есть до 2015 года, действующая программа «Модернизация транспортной системы России» расписана до 2010 года). Предполагается, что в результате ее осуществления протяженность федеральных автодорог в стране увеличится примерно на одну пятую, в том числе автодорог высших категорий (первой и второй) -- в полтора раза. Впрочем, если пересчитать те же показатели относительно количества пользователей (россиян), планы начинают выглядеть несколько скромнее. Из вчерашнего вступления г-на Иванова в Минтрансе следует, что при самом благополучном варианте развития событий к 2015 году на каждого среднестатистического гражданина России будет приходиться по 48 см федеральной автодороги общего пользования.
Открывая вчерашнее расширенное заседание коллегии Минтранса, глава ведомства Игорь Левитин ясно дал понять, что оно посвящено не прошлым свершениям, а задачам на будущее. Итоги работы «Росавтодора» в 2007 году руководство Минтранса подведет через месяц, 12 марта, на отдельной коллегии, в более узком составе. А вчера в присутствии первого вице-премьера, зампредов Госдумы и Совета Федерации, нескольких губернаторов и мэров, а также главного гаишника России Виктора Кирьянова говорилось о том, как отраслевой план, расписанный пока до 2009 года, продлить вплоть до 2015 года.
Как напомнил собравшимся г-н Иванов, сейчас разрабатывается новая редакция федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002--2010 годы)», в рамках которой автодорогам посвящена специальная подпрограмма. Новая редакция, как особо подчеркнул первый вице-премьер, будет называться уже не «Модернизацией...», а «Развитием транспортной системы...», охватит 2010--2015 годы и сделает на автомобильной проблематике более энергичный, чем раньше, акцент.
Необходимость такого особого внимания, по словам г-на Иванова, продиктована рядом обстоятельств, которые первый вице-премьер проиллюстрировал цифрами и сравнениями, нелестными как для работников отрасли, так и для России в целом.
По его словам, с точки зрения эксплуатационных норм только 40% федеральных автодорог исправны и только 8% из них имеют более чем по одной полосе движения в каждую сторону. Потери национальной экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития оцениваются специалистами в 1,8 трлн руб. в год, посетовал г-н Иванов. Он не разъяснил методику, на основании которой получена эта цифра, подчеркнул, что 1,8 трлн руб. -- «это примерно 3% ВПП, это гораздо больше, чем все расходы государства на оборону».
С другой стороны, первый вице-премьер отметил, что 40 тыс. населенных пунктов с общим населением около 2 млн россиян не имеют круглогодичного выхода на опорную дорожную сеть страны. Особенно страдает подобной «оторванностью» Дальневосточный федеральный округ, где обеспеченность дорогами с твердым покрытием в расчете на 1 тыс. кв. км территории в шесть раз ниже, чем в среднем по России, и (что еще тревожнее) в 9,6 раз меньше, чем в соседнем Китае.
Впрочем, винить непосредственно «Росавтодор» в сложившейся ситуации г-н Иванов не стал. Заслушав доклад руководителя ведомства Олега Белозерова и спросив его про несколько конкретных проектов, первый вице-премьер удовлетворенно отметил: «Отбился глава агентства успешно от вопросов».
Одним из самых существенных моментов доклада г-на Белозерова был тот, в котором он раскритиковал действующую структуру государственного руководства отраслью как медленную и финансово неэффективную. «Оптимальной», по его мнению, была бы передача этих функций компании, находящейся под государственным контролем, но обладающей широкими хозяйственными и финансовыми полномочиями. Г-н Иванов поддержал эту идею.
Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», первый вице-премьер уточнил, что не считает полезным создание такой структуры в форме госкорпорации. «Госкорпорации создаются только в таких сферах, где без организационной формы госкорпорации -- ЖКХ, нанотехнологии, олимпийское строительство -- другого выхода нет. А здесь мы можем пойти по другому пути», -- сказал он, добавив, что «такая компания может быть акционерным обществом -- для начала со 100-процентным участием государства».