Время новостей
     N°24, 15 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2008
Младший партнер
Власти Петербурга одобрили концепцию взаимодействия с "мирными" некоммерческими организациями
Правительство Санкт-Петербурга приняло концепцию взаимодействия исполнительных органов государственной власти с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями на 2008--2011 годы под названием "Общественно-государственное партнерство". Такой термин из 55 других субъектов федерации, имеющих аналогичные документы, до сих пор не использовал никто.

Этот новаторский ход в своем докладе на заседании правительства Петербурга особо подчеркнул председатель комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Сергей Гришин. Он рассказал "Времени новостей", что процесс придания такому документу официального статуса был долгим и болезненным. Представители некоммерческих объединений уже несколько лет пытались добиться от власти признания того, что они должны участвовать в законодательной и административной жизни города как непосредственные представители общественности. Но Смольный в свое время отклонил четыре их законопроекта и два проекта постановления правительства, которые могли регламентировать такую работу.

Потом в ходе очередного обсуждения этой темы члены правительства решили, что медлить уже нельзя -- на сегодняшний день в Петербурге зарегистрировано 13 485 НКО и 6540 общественных объединений, которым нужна правовая база во взаимоотношениях с властями. Но начинать процесс "легализации" надо с концепции, которая впоследствии может привести к появлению нормативно-правовых актов.

Разработку документа поручили самым активным представителям общественности. Проекты концепции в течение года обсуждались на различных конференциях и съездах, и в конце концов был найден окончательный вариант, который и одобрила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Она лишь подчеркнула, что взаимодействие возможно только с "мирными" некоммерческими организациями. Также, по ее словам, принятый документ не касается религиозных и политических объединений: "Органы власти заинтересованы в сотрудничестве со всеми общественными организациями в городе. За исключением тех, кто изначально против всего, что делает власть. Иногда чиновники отмахиваются от НКО как от назойливых мух. Они считают себя самыми умными. Может быть, некоторые из них и на самом деле умные, но не надо переоценивать себя. Не надо отмахиваться от общественного мнения и смотреть на людей, как на несмышленых детей. Если мы их не услышим, их услышат улицы и площади".

За общественников вступилась председатель Совета при президенте по правам человека и гражданскому обществу Элла Панфилова: "Сейчас в стране лишь 5% всех НКО финансируется из зарубежных источников, остальные же наши. И бояться их не надо". Она объяснила, что подобные организации возглавляют образованные и интеллигентные люди, которые, как специалисты высочайшего класса в разных сферах деятельности, могут принести городу огромную пользу.

Непонятно, почему она говорила о страхе перед НКО. Может, в других регионах ситуация иная, но в Петербурге чиновники точно не испытывают трепета перед обществом. Наоборот, скорее боятся власти общественники. Вышедший к кафедре представитель одной некоммерческой организации, который как раз и представил разработанный документ, чувствовал себя не в своей тарелке -- заикался, и дрожащим голосом перечислял по бумажке пункты главы концепции. А окончив свою речь, исчез с глаз долой, как будто его и не было. Чиновники, как потом выяснилось, даже не запомнили его имени и должности. Скорее всего это и был тот самый "мирный" общественник, с которыми власть собирается сотрудничать.

Работа в Петербурге с лояльными общественными организациями и без концепции построена достаточно четко. Например, в городе есть так называемый Общественный совет. Он состоит из представителей различных общественных организаций и из знаменитых людей города, которые по закону могут принимать участие в обсуждении особо значимых для северной столицы проектов. Они вправе отклонить или одобрить ту или иную идею. Но за последние несколько лет совет не отклонил ни одного предложения, выдвинутого властью на их обсуждение. Нет, одну все-таки отклонил: в 2004 году совет выступил против идеи поставить на Исаакиевской площади памятник Петру I, подаренный городу на юбилей Зурабом Церетели. Но зато одобрил проект строительства скандального небоскреба "Газпром-Сити". Представителей других НКО, которые категорически были против такого полета архитектурной мысли, на это заседание не пустили. Точно также Общественный совет одобрил фактическое разрушение уникальной Новой Голландии. А многие противники этой идеи остались неуслышанными.

Элла Панфилова говорила о том, что постепенно город должен передать часть государственных полномочий некоммерческим организациям. Причем общественникам нужны именно те функции, которые можно предоставить как услуги. Яркий пример такого сотрудничества -- арбитражные управляющие, которые по решению суда выбираются именно из рядов специализированных "некоммерческих" организаций за определенную плату. Другой пример -- общественная экспертиза, которая сейчас рекламируется как один из инструментов контроля за соблюдением чиновниками нормативов в ходе строительства тех или иных объектов. Стоят подобные услуги немало.

Так, проблему взаимодействия власти и НКО недавно обсуждало на специальных слушаниях так называемое гражданское жюри, организованное "мирными" общественными объединениями -- Центром развития некоммерческих организаций и Центром экспертиз ЭКОМ. Согласно решению этого жюри, органы государственной власти Петербурга должны оказывать поддержку негосударственным некоммерческим организациям и предоставлять НКО специальные возможности, условия и права для участия в управлении городом. Также члены гражданского жюри настаивали на том, чтобы город дал НКО возможность участия в системе государственного заказа и создал условия для развития платных услуг, то есть предоставлял налоговые льготы, льготы по аренде, расширял практику субсидирования аренды помещений, помогал оплачивать услуги ЖКХ и другие текущие административные расходы. Кроме того, жюри предложило городским властям предусмотреть возможность выделения НКО юридических адресов ("домов НКО" с бесплатной арендой офисных площадей для большого количества общественных объединений) и субсидировать обучение и консультирование специалистов НКО.

И город, как неоднократно заявлял Сергей Гришин, готов на это пойти. Но без экспертов становится понятно, кто попадет в удобные офисы "домов НКО", кто будет обсуждать проблемы на квартире у председателя или сбрасываться на аренду зала в районных домах культуры, а кто и вовсе митинговать на улицах. На выходе из Смольного журналистов встретили жители Приморского района, которые протестовали против закрытия сельскохозяйственного рынка у станции метро «Старая Деревня», на месте которого хотят построить автозаправочную станцию. Интересно, что на общественных слушаниях в администрации района данный проект был одобрен. К зданию правительства Петербурга пришли около пятидесяти достаточно активных членов нескольких общественных организаций, которые, как оказалось, отслеживая все события, происходящие вокруг их рынка, почему-то умудрились упустить дату и время слушаний.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург