Министерство финансов и бизнес-сообщество не могут договориться о новой ставке НДС
Сегодня на заседании правительства, посвященном в том числе
основным направления налоговой политики на 2008--2011 годы, должна быть оглашена цифра главной налоговой интриги месяца -- каков будет новый размер ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Но какова бы ни оказалась эта цифра, уже почти наверняка ясно, что позиции бизнеса и правительства по-прежнему далеки от сближения. Вчера представители бизнес-сообщества на встрече с вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным в очередной раз озвучили свое мнение о том, что единая ставка НДС должна быть не более 10%. Министр же придерживается своей прежней точки зрения, уверяя, что в ближайшие годы о такой низкой ставке говорить преждевременно. Как известно, действующая ставка НДС составляет 18% при наличии льготной ставки в 10%.
Вчерашнее заседание рабочей группы по налогам при правительственном совете по конкурентоспособности и предпринимательству, сопредседателями которой являются президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и г-н Кудрин, опять началось с дискуссии о процентах снижения НДС. Разговор об этом в бизнес-кругах и так велся практически беспрерывно последние две недели, а после заявления Владимира Путина в минувшую пятницу на заседании Госсовета о том, что ставка НДС должна быть единой и должна быть снижена, обсуждение приняло характер гадания на кофейной гуще. Не секрет, что личное мнение президента, озвученное по тому или иному вопросу, заставляет спешно переписывать законопроекты, концепции и программы. Пусть даже они уже согласованы и одобрены на уровне правительства. Не составляет исключение и концепция налоговой политики на 2008--2011 годы, переписанная не единожды за последние несколько месяцев.
После заседания Госсовета сразу же появилось несколько версий того, какой будет новая единая ставка НДС. Как заявил глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, «вряд ли эта цифра будет ниже 12%», уверяя, что десятипроцентный НДС слишком тяжел для бюджета. Минфин, который далеко не всегда идет на поводу сиюминутной конъюнктуры, устами министра финансов пояснил тогда, что речь о снижении НДС может идти только в перспективе. Причем с двумя условиями -- что перспектива эта весьма дальняя, до 2020 года, и что только тогда финансово-экономическое положение страны позволит решиться на внушительные выпадающие доходы бюджета. Какими будут экономические реалии через двенадцать лет, загадывать бессмысленно, но сегодня у Минфина есть практически железные козыри против радикального снижения ставки НДС: это инфляция и чрезмерная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов.
В понедельник на заседании координационного совета предпринимательских союзов (КСПС), куда входят РСПП, "Деловая Россия" и "Опора России", заместитель министра финансов Сергей Шаталов подтвердил, что до 2020 года вопрос о снижении НДС обязательно будет решен, и предположил, что речь скорее всего пойдет о ставке 16--17%. Предприниматели заявили, что на такие далекие перспективы не согласны, и договорились, по словам председателя «Деловой России» Бориса Титова, «до последней капли крови бороться за снижение НДС». Размер этого понижения в КСПС видят сегодня только в единственном варианте -- до 10%. Хотя еще месяц назад «Деловая Россия» лоббировала 12-процентный вариант единой ставки НДС.
Ту же позицию подтвердили вчера предприниматели на правительственном совете по конкурентоспособности. Пытаясь добиться компромисса, предприниматели вновь объявили, что ради того, чтобы НДС был снижен, они готовы отказаться от лоббистских усилий по снижению единого социального налога. Убедит ли этот аргумент правительство, мы, возможно, узнаем уже сегодня.