Центральный районный суд Новосибирска вчера вынес приговор
по скандальному уголовному делу бывшего главы Роскомпечати Бориса Миронова, обвинявшегося в разжигании межнациональной розни. Бывший глава Национал-державной партии, автор многочисленных антисемитских книг и статей был признан виновным, однако отбывать наказание не будет. Суд освободил его от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Сам г-н Миронов, комментируя вердикт суда, заявил, что от своих взглядов не отказывается, и пообещал продолжить свою националистическую деятельность.
Это уголовное дело было возбуждено в декабре 2003 года, когда экс-чиновник (г-н Миронов руководил Роскомпечатью в 1993--1994 годах, но меньше чем через год после назначения был уволен за националистические выступления) баллотировался в губернаторы Новосибирской области. В распространявшихся перед выборами агитационных материалах кандидата Миронова -- а именно в бюллетене «2-й Сибирский фронт» -- прокуратурой были обнаружены «призывы к возбуждению вражды между национальностями». В частности, правоохранительным органам не понравилось то, что в одной из статей автор называл «евреев ворами, которые думают только о себе, расхищая государственное имущество», а в другой «призывал не голосовать за кандидата в губернаторы Виктора Толоконского из-за его национальности».
Материалы бюллетеня прошли несколько лингвистических экспертиз, однако специалисты в большинстве своем не смогли однозначно дать ответ о том, что негативные высказывания автора в адрес людей одной этнической группы могут подбить других на объединение и борьбу с ними. Филологи сошлись лишь в том, что творчество г-на Миронова «может сформировать у читателей отрицательное отношение к представителям еврейской нации».
Тем не менее прокуратура решила предъявить г-ну Миронову обвинение по ст. 282-2 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием своего служебного положения).
Сделать это, однако, следователям довольно долго не удавалось. К тому моменту, когда были готовы результаты экспертиз и прокуратура подготовила материалы для обвинения г-на Миронова, выборы уже закончились, и он, проиграв, уехал в Москву. На повестки из Новосибирска -- о необходимости явки на допрос в местную прокуратуру -- бывший кандидат отвечал, что у него нет средств для такой дальней поездки. Когда следователи сами приехали в столицу, то найти подозреваемого не смогли. В результате обвинение г-ну Миронову было предъявлено заочно, и в 2004 году его объявили в розыск.
Однако и после этого национал-патриот не думал ни от кого скрываться. Как считают некоторые наблюдатели, именно с его подачи на сайте Национал-державной партии России, сопредседателем которой он являлся, появился список «недрузей русского народа», в котором были указаны 47 российских журналистов, политиков, правозащитников. Затем он опубликовал в Интернете открытое письмо президенту Путину, обвинив его в «насаждении еврейского фашизма». В январе 2005 года г-н Миронов устроил в Москве шумную презентацию своей книги «Иудейское иго».
После неудачного покушения на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в марте 2005 года в розыск по подозрению в совершении этого преступления был объявлен среди прочих сын Бориса Миронова -- Иван. Молодой человек был арестован в декабре 2006 года. В тот же день сыщики задержали и самого Бориса Миронова, который вскоре был этапирован в Новосибирск. Через год он был выпущен на свободу под залог.
На процессе обвиняемый своей вины не признал, заявив, что действительно издавал бюллетень, однако не считал, что опубликованные в нем материалы разжигают национальную ненависть. Суд, выслушав доводы обеих сторон, признал Бориса Миронова виновным, при этом квалифицировав его деяния по ст. 282-1 (разжигание межнациональной розни с использованием СМИ, совершенное публично), исключив более тяжкую квалификацию, которую требовал гособвинитель. В приговоре это было мотивировано тем, что на момент совершения противоправных действий г-н Миронов не выполнял каких-либо организационно-распорядительных функций в органах государственной власти или местного самоуправления. Вместе с тем суд тут же за истечением срока давности (по этой статье он составляет два года) принял решения освободить антисемита от наказания и вернуть ему залог в 100 тыс. руб., который был внесен его единомышленниками после ареста.
Гособвинитель Юрий Кондратьев вчера заявил, что в целом удовлетворен приговором: «Мы настаивали на более суровом приговоре, так как квалифицировали его действия как совершение более тяжкого преступления. Учитывая и тот факт, что он более десяти лет занимался подобной деятельностью и ничуть не раскаялся в содеянном, мы хотели, чтобы ему вынесли наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии-поселении. Решение об обжаловании приговора примем в ближайшее время».