Подготовка к президентским выборам в Армении, намеченным на вторник, 19 февраля, за неделю до голосования обрастает скандалами и загадками. А сами выборы рискуют оказаться не такими уж гладкими, как хотелось бы ряду московских аналитиков. Правящей Республиканской партии Армении, которую возглавляет фаворит нынешних выборов премьер-министр Серж Саркисян, пришлось осудить насилие, примененное в последние дни в отношении нескольких активистов избирательных штабов главного оппозиционного кандидата, экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна. «Дракой ничего не добьешься, сила в идеологии и борьбе идей», -- сказал депутат-республиканец Мкртыч Минасян. А информационные агентства Армении, России и Азербайджана весь день пытались выяснить, встречался ли г-н Тер-Петросян с кем-то из высшего российского руководства или это была дезинформация.
Российские власти, известные своей склонностью поддерживать действующие режимы в странах ближнего зарубежья и стойкой неприязнью к любым попыткам ротации элит, открыто поддерживают Сержа Саркисяна. В российской терминологии г-на Саркисяна можно именовать преемником президента Роберта Кочаряна, завершающего свой второй конституционный срок. Карьерный силовик Саркисян возглавил правительство Армении после того, как в марте 2007 года скончался премьер-министр Андраник Маркарян. Новый премьер был практически сразу же представлен как наиболее вероятный будущий президент.
Правда, отношения между г-ном Саркисяном и президентом Кочаряном складывались не идиллическим образом. Г-н Кочарян, который, как и Владимир Путин, перед истечением полномочий занялся поиском своего будущего «места в строю», еще до назначения инициировал в Армении конституционный референдум, который несколько урезал полномочия президента в пользу законодательной власти. По всей вероятности, президент рассчитывал получить лояльное большинство на парламентских выборах в мае 2007 года и в перспективе возможность возглавить правительство. Но партия г-на Кочаряна сильно уступила республиканцам г-на Саркисяна и лишь из вежливости оказалась допущена к дележу министерских портфелей. Что, впрочем, не отменяет общей принадлежности нынешнего и вероятного будущего президента к одному, так называемому «карабахскому» политическому клану.
Свой успех Серж Саркисян рассчитывает повторить на президентских выборах 19 февраля. Россия пытается ему содействовать -- к примеру, вчера популярный тезис о том, что Армения является единственным союзником Москвы на Южном Кавказе, был подтвержден президентом РАО «РЖД» Владимиром Якуниным, который «по следам» визита в Ереван российского премьера Виктора Зубкова подписал в Ереване соглашение о концессионном управлении армянскими железными дорогами. РЖД намерена модернизировать армянскую железнодорожную сеть и расширить паромное сообщение с Россией -- это единственный коридор, связывающий наши страны в условиях закрытой российско-грузинской границы. Но армянские оппозиционеры допускают, что после популистских жестов в рамках избирательной кампании армянские железные дороги могут оказаться в таком же положении, что и те предприятия энергетического сектора, которыми Ереван рассчитался с Москвой за свои долги по газовым поставкам.
Оппозиционеров, которые крайне разрозненно и малоуспешно выступили на выборах в парламент, на сей раз пытается объединить первый президент независимой Армении (1991--1998 годы) Левон Тер-Петросян. Хотя российские политологи склонны ставить его на третье или даже четвертое место в рейтинге кандидатов, популярность политика растет, и армянские наблюдатели не исключают, что Сержу Саркисяну даже придется сражаться с конкурентом во втором туре.
Несколько дней назад г-н Тер-Петросян побывал в Москве, и вчера российские правительственные источники целый день были вынуждены опровергать сообщения о его встрече с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Наиболее жесткая анонимная формулировка гласила, что г-н Тер-Петросян не встречался ни с кем выше заместителя председателя СПС Леонида Гозмана.