Столичная программа социальной адаптации детей-инвалидов оказалась слишком формальной
Московские чиновники, попросившие порядка 3 млрд руб. из городской казны на социальную адаптацию детей-инвалидов, не смогли убедить мэра Юрия Лужкова в том, что сумеют правильно потратить эти деньги. На вчерашнем заседании городского правительства, где обсуждалась программа совершенствования работы с детьми с ограниченными возможностями на 2008--2009 годы, выяснилось, что в столичном департаменте образования слишком увлеклись материально-технической стороной проблемы, совершенно упустив из вида человеческий фактор. Насыщенный цифрами документ не учитывает, в частности, подготовку социальных психологов для работы с семьями. При этом, как отметил председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович, сложности адаптации детей-инвалидов вызваны в первую очередь отсутствием у их родителей психологической и медицинской помощи на самых ранних этапах после появления ребенка.
По словам г-на Бунимовича, в родильных домах столицы до сих пор встречается «стилистика предыдущей эпохи», когда ребенок с патологией считался чем-то постыдным, а его существование общество предпочитало не замечать. И сегодня, уверен депутат, врачи порой советуют родителям больного ребенка отказаться от такой обузы, а речи о специальной подготовке родителей к воспитанию малышей с ограниченными возможностями и вовсе не идет. «К счастью, за последние несколько лет активного обсуждения в обществе проблем детей
с синдромом Дауна ситуация изменилась: от таких детей стали меньше отказываться, если раньше количество брошенных малышей составляло 95%, то сейчас отказываются от 50%», -- поделился наблюдениями г-н Бунимович.
Готовившая программу городской помощи детям-инвалидам глава департамента образования города Ольга Ларионова признала, что даже в дошкольных образовательных учреждениях реабилитационная и просветительская работа с родителями ведется только по заявкам. С медиками же, по ее словам, психологи и вовсе «в тесном контакте не работают». Как рассказал директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев, в некоторой степени будущих родителей готовят к воспитанию и уходу за необычными детьми в женских консультациях. Но лишь в порядке эксперимента. Однако, по мнению г-на Бунимовича, оперативная помощь семьям с ребенком-инвалидом является не менее важной задачей, чем оборудование в городе лифтов и проездов для людей с ограниченными возможностями.
Между тем тема оборудования туалетов и подъемников для инвалидов в докладе г-жи Ларионовой была освещена весьма полно. Ее ведомство предлагает оснастить специальными входами и техникой 177 общеобразовательных учебных заведений. Сейчас, по ее словам, из более чем 26 тыс. детей с ограниченными возможностями 65% учатся в школах, 5% -- в домах-интернатах, 6% получают образование на дому, остальные и вовсе системой образования не охвачены. Глава департамента посетовала на то, что детские сады и школы в Москве по-прежнему строятся без учета потребностей детей-инвалидов. При этом предложенная ею концепция предполагает «непрерывную вертикаль инклюзивного образования» детей с ограничениями в развитии -- начиная с детского сада и заканчивая средней школой и профтехучилищами.
Несмотря на наличие модного слова «вертикаль», программа не понравилась и Юрию Лужкову. Градоначальник считает, что планы строительства центров реабилитации для детей-инвалидов должны готовиться заранее, а в целом программа должна включать мероприятия не на два года, а на десятилетия. В деньгах, конечно, этому направлению, по словам мэра, отказано не будет, но и белых пятен в документе быть не должно. «В ближайшее время должны появиться два-три центра для инвалидов вблизи Москвы, но в программе это не отражено», -- сетовал г-н Лужков.