Владимир Путин и Виктор Ющенко сплотились против премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Как известно, всю свою политику
она направила на то, чтобы разрушить действующую схему поставок газа на Украину, в которой задействованы две фирмы-посредника. Гг.Путин и Ющенко вчера сами разрушили эту схему и, не советуясь с г-жой Тимошенко, придумали новую. Впрочем, главное требование украинского премьера - исключить из схемы швейцарскую компанию RosUkrEnergo - все-таки выполнено. Теперь госконцерны «Газпром» и «Нафтогаз Украины» должны придумать, как осуществить разрыв связей с трейдерской компанией и компенсировать потери ее частным совладельцам.
...
До истечения срока предъявленного «Газпромом» Киеву ультиматума - в 6 часов вечера, после которого за неуплату долгов должен были быть сокращены поставки на Украину, оставалось уже менее получаса, а переговоры российского и украинского президентов все еще продолжались.
Впрочем, особенного напряжения в Малахитовом зале Кремля, где ждала президентов пресса, не ощущалось. Здесь был накрыт стол, за который должны были усесться Владимир Путин и Виктор Ющенко для подписания двух итоговых документов. За ним красовались целых четыре флага: почему-то сразу по два российских триколора и украинских жовто-блакитных с трезубцем. Суетились девушки и юноши из протокольной службы. И совершенно невозможно было себе представить, что вот в такой обстановке выйдут два президента, и один другому торжественно объявит, что как раз в этот момент или, скажем, пять минут назад люди в газпромовских касках приступили к закручиванию вентиля. А самые бессовестные циники из числа коллег-журналистов, уже пятый час изнывавших в ожидании окончания переговоров, представляли себе и вовсе непозволительную сцену: как российский президент выйдет и пригласит украинского коллегу лично принять участие в этой «вентильной» церемонии, заодно демонстрируя в прямом эфире, как Кремль дистанционно управляет газовой задвижкой. Характерно, что камеры и журналисты дежурили не только в Кремле, но и в «Газпроме». И если бы президенты действительно не смогли найти компромисса, то на ул.Наметкина в прямом эфире показывали бы вторую часть триллера «Закручивание вентиля». Первая, как известно, была показана 1 января 2006 года, когда «Газпром» из-за отсутствия контракта с «Нафтогазом» прекратил поставки газа на Украину.
Однако этих ужасов не случилось. Без четверти шесть вечера Путин и Ющенко появились перед публикой. Непосредственно перед этим они беседовали с руководителями «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» Алексеем Миллером и Олегом Дубиной. Тут, вероятно, и поставили последние важные точки в газовом сюжете.
Впрочем, эта тема не была самой «болевой точкой» вчерашней встречи. Вот как некоторые из них описываются в справке, подготовленной кремлевской пресс-службой для российских журналистов. «Одна из наиболее чувствительных тем - стремление украинских властей создать «национальную версию» истории, утвердить нормативными актами одностороннюю, по сути антироссийскую трактовку общих для обеих стран исторических событий. Причем дело доходит до героизации сотрудничавших с нацистами военных преступников, «войны» с историческими памятниками и захоронениями советских воинов». А еще «озабоченность» усилиями Киева, «направленными на раскол Украинской православной церкви», а еще «усиливающаяся дискриминация русского языка на Украине».
Уже только этого «болевого» перечня хватило бы, чтобы обречь диалог Путина и Ющенко на скандальную разборку соседей по советской коммуналке, который год не способных разменять ее на квартиры в разных концах города. Предстояло к тому же еще и «уделить особое внимание возможным
последствиям для российско-украинских отношений курса Киева на форсированное сближение с НАТО».
Некоторое представление о том, как проходило обсуждение этой темы, можно было составить из ответов Владимира Путина и Виктора Ющенко на вопрос украинской журналистки из информагентства УНИАН. Ее интересовало, почему Россия, которая сама «8 февраля подписала план сотрудничества с НАТО, угрожает Украине пересмотром отношений с ней в случае возможного, в перспективе, вступления ее в НАТО». Выговорив это, девушка, яркая на вид блондинка, уже хотела сесть. Но ее остановил Путин: «Как вас зовут?». Она растерялась, отчаянно покраснела, и что-то неслышно ответила.
А Путин начал отвечать. Вначале голос его звучал ровно. «Город нашей украинской, российской боевой морской славы, Севастополь, и там база НАТО... Как эмоционально это будет восприниматься на Украине и в России, вы отдаете себе в этом отчет? ...Россия подписала когда-то документ о создании совета Россия-НАТО, но мы никогда не собирались вступать в НАТО, потому что это означает ограничение суверенитета страны. ...Мы обращаем внимание, что ограничение суверенитета приводит в реальной жизни к определенным последствиям, размещению баз или размещению позиционного района противоракетной обороны, как это имеет место в Восточной Европе, что ставит своей целью, как мы считаем, нейтрализацию нашего ракетно-ядерного потенциала. А это ставит Россию перед необходимостью ответных действий».
Тут Путин взял паузу, оглядел зал и потряс его вдруг внезапным переходом на громовой регистр: «Не только сказать, а подумать страшно, что в ответ на это, или на размещение на Украине такого же позиционного района, -- а такое исключить нельзя, -- Россия нацелит на Украину свои ударные ракетные системы! Ну, представьте только себе такое на секунду! Вот что нас беспокоит!». Здесь, наконец, путинский голос вернулся на прежний уровень, и он уже вполне миролюбиво добавил, что «вот так, как мы сейчас с вами говорили, мы с Виктором Андреевичем и обсуждали этот вопрос, показалось, что украинские партнеры готовы откровенно вести этот диалог, и мы этому очень рады».
Виктор Ющенко справедливо решил, что он должен как-то отреагировать на эту тираду хозяина Кремля. Во-первых, сказал он, «каждая страна сама вырабатывает концепцию своей безопасности и радует то, что мы находим здесь (с Путиным. - Ред.) взаимопонимание». «Мы отдаем себе отчет, что возникает ряд чувствительных тем и надо их решать с нашими друзьями через диалог, через открытость», -- сказал украинский президент и напомнил, что конституция его страны не допускает размещения на ее территории военных баз других государств или блоков. Ющенко постарался успокоить присутствующих, мол, «все, что делает Украина на этом направлении не направлено против какой-то третьей страны, тем более, против России».
После этих слов украинского президента, сказанных как-то глухо и не слишком внятно, интерес к пресс-конференции стал угасать, стало ясно: самое опасное, о чем даже «не только сказать, а подумать страшно», уже и произнесено и даже продумано. После этого слушать опровержения от обоих президентов неловких утверждений о «стагнации» экономических отношений между Москвой и Киевом, особенно на фоне 30-процентного роста взаимного товарооборота в 2007 году, было уже неинтересно. При этом сами президенты не смогли объяснить, как объяснить разницу в цифрах, приведенных каждой из сторон. Согласно Путину, товарооборот достиг уже 32 млрд долларов, а по Ющенко выходит только 26 миллиардов.
Впрочем, что такое «потерянных» где-то шесть миллиардов долларов, если только газовый долг Украины за месяц с небольшим достигает полутора миллиардов.
Этот долг Виктор Ющенко обещал в ближайшее время погасить. Одновременно участники вчерашних переговоров договорились об изменении схемы поставок газа. Вместо RosUkrEnergo, которое сейчас поставляет газ на Украину, и «УкрГазЭнерго» (эксклюзивно импортирует эти объемы) будут созданы две новые компании. Их учредителями выступят «Газпром» и «Нафтогаз Украины». Таким образом, Виктор Ющенко получил в Кремле то, чего добивалась Тимошенко. И это весомый вклад Москвы в политическую копилку действующего президента Украины. «Вопрос был не простой. Мне очень, как президенту, не хотелось заниматься газовыми делами, как и Владимиру Владимировичу, я убежден. Но пришлось вложить свою лепту в урегулирование этого вопроса», -- заявил Виктор Ющенко.
«Мы договорились о том, что с четверга Украина будет погашать тот долг, который образовался по ноябрю-декабрю прошлого года в связи с неподписанием контракта на поставку соответствующими структурами и актов сверки поставленного газа и задолженности, -- сказал г-н Ющенко. -- Мы исходим из того, что расчеты 2007 года происходят по цене 2007 года. Платеж начинается с четверга, и мы его в ближайшее время должны завершить». Что же касается поставок в 2008 году, то, по словам украинского президента, достигнута договоренность о том, что базовая цена импортного газа для Украины сохраниться на уровне 179,5 долларов.
Владимир Путин в свою очередь подтвердил, что «Газпром» устраивают предложения, которые были сделаны украинскими партнерами». «Надеемся на то, что все договоренности будут исполняться, -- подчеркнул он. -- Мы обсуждали этот вопрос и обсуждали очень подробно. Мы сожалеем, что постоянно такие проблемы возникают. Это сегодняшняя проблема связана в том числе с достаточно суровыми зимними условиями у наших партнеров в Средней Азии». Тем не менее, сообщил Путин, удалось выработать общую схему работы на ближайшую перспективу. «Мы договорились о принципах сотрудничества на 2008 год и на последующие годы, -- рассказал президент. -- Сегодня-завтра, мы надеемся, что все эти наши договоренности будут положены на бумагу».
Позднее глава «Нафтогаза» объяснил, что посредники (RosUkrEnergo и «УкрГазЭнерго») будут исключены из схемы поставок газа на Украину. «Посредников не будет с этого года, сейчас создается рабочая группа НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома». Надеюсь, в течение года мы все вопросы решим. Газ будет идти от «Газпрома» к «Нафтогазу», -- сказал г-н Дубина, но ясности - когда именно и как это произойдет - не прибавилось.
Все ждали интерпретации событий из «Газпрома». Концерн медлил около двух часов. После паузы Алексей Миллер сообщил журналистам, что вместо RosUkrEnergo в котором партнерами «Газпрома» (50%) являются украинские бизнесмены Дмитрий Фирташ (45%) и Иван Фурсин (5%), осуществлять поставки среднеазиатского газа на Украину будет новое паритетное СП «Газпрома» и «Нафтогаза». Импортировать газ и распределять его на внутреннем рынке Украины будет еще одно новое СП «Газпрома» и «Нафтогаза». Таким образом, Кремль и «Газпром» пожертвовали партнерами по RUE, а взамен получили 50% оптового рынка импортного газа на территории Украины (через «УкрГазЭнерго» российский монополист имел всего 25% прибыли от продаж на внутреннем рынке). Первое из двух новых СП, по-видимому, будет зарегистрировано в Швейцарии, второе - на Украине. Цена газа на границе России и Украины остается на уровне 179,5 долл.
Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», сегодня будет большой переговорный день между «Газпромом» и «Нафтогазом», а также между «Газпромом» и украинскими совладельцами RosUkrEnergo. В рамках первой части стороны должны подготовить новое соглашение о сотрудничестве взамен договора от 4 января 2006 года, согласно которому RosUkrEnergo получило статус эксклюзивного поставщика газа на Украину. Во второй части должны быть урегулированы вопросы прекращения совместной деятельности с г-ном Фирташем и размер компенсации за активы (например, выкуп газа из ПХГ, принадлежащий RUE и контракты на экспорт). Теоретически украинские акционеры RUE могут заартачиться и даже судиться (благо СП живет по швейцарскому законодательству), но в «Газпроме» рассчитывают решить вопрос мирно. Комментарии г-на Фирташа вчера получить не удалось. По словам собеседника в «Газпроме», новое СП с «Нафтогазом» получит право на реэкспорт части среднеазиатского газа в Европу, которое было у RUE. Все документы стороны намерены подписать уже в четверг.
Г-н Миллер вчера также отметил, что «при этом компания НАК «Нафтогаз Украины» в течение февраля урегулирует вопросы с поставками российского газа на Украину». Проблемы возникли в связи с тем, что из Средней Азии газ для Украины шел не в полном объеме и «Газпром» в течение января-февраля уже поставил 1,7 млрд кубометров по рассчитанной на основе европейской формулы цене (314,7 долл.). Г-н Дубина в свою очередь сказал, что если «Газпром» документально докажет поставки дорогого российского газа для закрытия баланса Украины, -- «заплатим».