Выступление президента России Владимира Путина на заседании Госсовета в минувшую пятницу наконец расширило круг традиционно обсуждаемых налоговых проблем. В ближайшие годы могут быть не только радикально реформированы налог на добавленную стоимость и единый социальный налог, но также изменена система «личных» налогов. В том числе система налоговых вычетов на лечение
и обучение. Правда, никакой конкретики из уст Владимира Путина, который уже в мае 2008 года может возглавить правительство, пока не прозвучало. Что создает в налоговом вопросе некоторую интригу -- по крайней мере до весны.
Загадочная фраза президента о том, что «необходимо освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений», не получила в контексте его речи продолжения. Можно только догадываться, о реформе каких налогов может идти речь. Например,
о софинансировании добровольных пенсионных накоплений, о котором говорят еще с апреля прошлого года. Предполагается, что застрахованные лица на свою накопительную часть пенсии будут в аналогичном размере (но не более 10 тыс. руб. в год) получать в виде поощрения бюджетные средства. Еще в январе заместитель министра финансов Сергей Шаталов подтвердил, что Минфин готов освободить от налогообложения средства, направляемые работодателями на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. "Работодатели готовы присоединиться к софинансированию добровольных пенсионных накоплений, но ставят вопрос о том, что такие отчисления должны освобождаться от налога на доходы физических лиц и ЕСН. Мы согласны с такой инициативой и готовы ее поддержать", -- сказал тогда на пресс-конференции чиновник Минфина.
Версий о налоговых льготах граждан на образование и здравоохранение можно предложить несколько. Во-первых, может быть изменена система налоговых вычетов из подоходного налога на лечение и обучение. Сейчас «потолок» такого вычета 50 тыс. руб. в год. Не исключено, что он будет повышен. Во-вторых, может быть расширен перечень расходов на медицинскую помощь, подпадающих под льготное налогообложение. Сегодня, к примеру, можно получить вычет на лечение у стоматолога, вернув себе из стоимости лечения 13-процентный подоходный налог, но нельзя воспользоваться таким же вычетом проходя, к примеру, программу по снижению веса в спортзале или кодируясь от курения.
Что касается потенциальных льгот работодателям, взносы по договорам добровольного медицинского страхования за работников давно уже не подлежат налогообложению ЕСН, платежи по добровольному медицинскому страхованию не облагаются НДС. Зато по части фискальных льгот на обучение сотрудников ситуация значительно хуже. За второе высшее образование, к примеру, в России надо платить, поэтому работодателю оно может выйти «боком». В Налоговом кодексе пока нет статей, позволяющих в рамках налога на прибыль списать затраты на такое обучение. Со стоимости обучения сотрудника, которую организация за него оплатила, надо удержать подоходный налог, так как сумма, уплаченная вузу, будет считаться доходом работника, полученным в натуральной форме. Не исключено, что в этом направлении также будут предприняты какие-то меры.
Относительно намерений властей по реформе НДС также ясности пока нет. Понятно лишь, что радикальное снижение ставки все-таки рано или поздно произойдет. «Необходимо установление единой и максимально низкой ставки НДС», -- сказал Владимир Путин на заседании Госсовета. «Расшифровщик» экономических пассажей главы государства руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович пояснил после заседания, что НДС может быть снижен до 12--13%. Ставка 16, 15 и даже 14%, на его взгляд, бессмысленна, поскольку она ничего не изменит с точки зрения стимулирования уплаты НДС и общего характера администрирования этого налога. Вместе с тем снижение налога до 10% потенциально имеет очень большой риск, сказал г-н Дворкович.
Пятилетний спор о том, как должна выглядеть оптимальная система налога на добавленную стоимость, таким образом, продолжается. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин после заседания заявил, что ни о каких точных сроках радикальной реформы НДС пока речи быть не может. Снижение этого налога произойдет, как заверил он, до 2020 года. Но 12 лет, по его мнению, это слишком большой срок, чтобы давать какие-либо гарантии того, что реформа налога не повлияет негативно на сбалансированность бюджета.
Столь осторожное заявление министра финансов можно было бы рассматривать с поправкой на то, что уже после мартовских президентских выборов в стране наверняка появится новое правительство, имеющее свое понимание целесообразности разных реформ. Но объективные обстоятельства сейчас говорят лишь о том, что бюджетные расходы пока не позволяют «резать» доходы от НДС. Поскольку именно НДС основной бюджетообразующий налог, не зависящий от цен на нефть и газ.
Именно поэтому реформа НДС (последний раз сниженного с 20 до 18% в 2004 году) неоднократно откладывалась. Сначала по причине экономии бюджетных средств, серьезно подточенных возросшими социальными обязательствами, затем -- в силу заморозки денег в трехлетнем бюджете. Если сегодня поспешить, к следующему трехлетнему бюджетному циклу есть шанс успеть зафиксировать в законодательстве желаемые налоговые послабления.
Налог на добавленную стоимость Россия позаимствовала у западных стран в 1992 году. Этот налог тяжел даже для Европы с ее развитой налоговой системой, не говоря уже о России. Свой первоначальный смысл как налог исключительно на добавленную стоимость НДС давно потерял, но альтернативы ему пока не придумано. Предлагаемые же маргинальные идеи вроде полной отмены НДС и возврата к налогу с продаж всерьез в правительстве не рассматриваются. Налоговые инспекции все более усложняют инструменты контроля, а бизнес -- инструменты минимизации этого налога.
Снижать ли НДС на 4, 5 или 6 процентных пунктов -- у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. За прошедшие четыре года накопилось великое множество расчетов с обоснованиями последствий ампутации каждого процента ставки, сделанных как чиновниками, так и экспертными институтами. Но решение о снижении ставки любого бюджетообразующего налога всегда принимается не столько по экономическим показаниям, сколько является актом политической воли. Три состава правительства при президенте Путине, включая нынешний кабинет министров, на продолжение реформы НДС не решились. Теперь слово за новым правительством, которое может возглавить сам Путин.